Информация » Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению » Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики

Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Страница 2

Поскольку выбор профессии – один из важных жизненных выборов, который делает человек, тогда подход к профессиональной ориентации с позиции самодиагностики сегодня наиболее адекватен и открывает новые перспективы для дальнейшей работы. Таким образом,

результатом профессиональной ориентации является выбор жизненного пути и изменения профессиональной направленности в различных жизненных ситуациях.

В этом контексте мы рассматриваем профессиональную ориентацию как процесс направленный на построение профессионального проекта, в котором сам субъект является активной стороной.

Теоретическим основанием для разработки конкретных приемов и процедур психологического сопровождения профессиональной карьеры стали работы отечественных психологов в области профессиональной ориентации, зарубежные исследования в области развития профессиональной карьеры (Career Development) а также участие в совместном проекте Министерства труда и социального развития РФ и Министерства труда Франции (руководители – Ю.М. Забродин, Россия, и С. Мишель, Франция).

Основными принципами и положениями когнитивного подхода к профессиональной ориентации, на которые опирались исследователи, являются следующие:

1. Решающее значение для профессионального развития личности имеет становление «Я – концепции», т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением. С позиции психологии «Я- концепция» рассматривается как когнитивный конструкт, который формируется в процессе взаимодействии личности с реальными ситуациями.

2. Детерминантами «Я – концепции», выступают прошлое личности (ее опыт) и будущее (поставленные цели).

3. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, состоящий из серии поступков, имеющих отношение к профессиональной деятельности.

4. Развитие профессиональной карьеры представляет собой последовательность решений. Соответственно путь к проблеме психологической поддержки карьеры находиться в совершенствовании процессов принятий решений, прежде всего- когнитивного структурирования реальности.

Основными понятиями при таком подходе выступают:

· Профессиональная зрелость как принятие ответственности за последствие собственных выборов, способность планировать свои действия и осуществлять выборы;

· Профессиональная компетентность как желание личности самой включиться в эффективное взаимодействие с профессиональной средой;

· Принятие смысла и ценностей окружающего мира, т.е. формирование представлений о том, что окружающий мир требует от личности.

5. Восприятия себя в профессиональном мире влияют такие факторы, как понимание собственных способностей, уверенность в уровне достижений, история собственных успехов и неудач, статус в референтной группе, представление об образе себя в глазах окружающих. Чем больше у субъекта опыт ситуаций, в которых он проявил свою профессиональную компетентность, тем выше его самооценка и профессиональная мотивация, идентификация с профессиональной средой.

К характеристикам когнитивной сферы, значимым для принятия решений в процессе профессиональной карьеры, относятся, в частности, следующие: открытость личности к изменениям, децентризм, релятивизм. Отсутствие ригидности и догматизма, скрытость информации, способность к планированию, дифференцированность или интегрированность, чувство альтернативности, чувство деятеля, креативность. Применительно к профессиональной деятельности эти отдельные качества проявляются в таких особенностях личности как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Выводы по исследованию и психолого-педагогические рекомендации по изучаемой проблеме
В процессе обучения в высшем профессиональном учреждении (17 – 22 года) человек начинает осознавать насколько выбор профессии соответствует его начальным представлениям и желаниям. Это обусловлено тем, что в процессе получения профессионального образования происходит целенаправленное формирование у будущего специалиста системы профессио ...

Межличностные отношения
Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализированного человека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они гораздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуализированный человек склонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким ему человеком, растворяется в нем, становится ег ...

Понятие субъект труда
В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала [2, с. 159]. Активность психического отображени ...