Информация » Стресс и работоспособность » Влияние расцветки и окраски

Влияние расцветки и окраски
Страница 1

Эстетико-психологическое воздействие внешнего вида растений на человека достаточно сложно. С одной стороны, растения несут информацию,, вызывая определенные ассоциации и чувства. Не случайно в средние века оформились даже специальная символика растений, их своеобразный язык. Основой его были наиболее выразительные свойства цветов, вызывающие те или иные чувства человека.

Ученые ботанического сада постарались определить, с чем ассоциируются в сознании людей те или иные группы растений. Оказывается, чаще всего они связываются с определенным природным ландшафтом, например с тропическим лесом, лесной поляной, цветущим лугом и др. Вызывая приятные или неприятные воспоминания (ассоциации), искусственные композиции из растений (сады, парки, аллеи, букеты) могут формировать соответствующие эмоции, влияющие на жизненный тонус.

Тому, кто ездил по степным просторам, знакомо предвкушение отдыха и восстановления сил, которые сулит группа деревьев вдали.

Исследователи установили, что различная форма крон растений по-разному действует на психику К активирующим относятся деревья и кустарники с раскидистой, пирамидальной формой кроны (дуб, тополь, акация).

Успокаивающее действие оказывают деревья с овальной (вяз, клен, липа) и плакучей, зонтичной кроной (ива, ясень, берёза).

Окраска растений также влияет на зрительный анализатор. Цветовая информация создает психологическое температурное ощущение — так называемые цветовые ассоциации. Цвета спектра представляют собой свет разной длины волны. Более короткие волны фиолетового, синего, голубого и зеленого цвета считаются холодными, пассивными. Они, как правило, вызывают успокаивающие ассоциации, способствуют отдыху. Красный, оранжевый, желтый тона с большей длиной волны считаются теплыми, активными. Они возбуждают, тонизируют организм, повышают работоспособность. Желтые цветы (одуванчик, девясил, подсолнечник) часто называют земным солнцем. В зависимости от оттенков они оказывают на психику как возбуждающее, так и успокаивающее действие. Белый и черный цвета относятся к нейтральным.

По-видимому, цвета с большой длиной волны неспецифически возбуждают лимбико-ретикулярные структуры мозга. Это может быть полезно при монотонной, малонапряженной работе, когда имеется недостаточная эмоциональная стимуляция. Если же человек перевозбужден, то дополнительный уровень стимуляции может дать стрессовую реакцию и снизить работоспособность.

Цветовую гамму декоративных растений (своеобразную икебану) сейчас широко применяют в эргономике. В цветочном декорировании и озеленении выработаны определенные правила. Главное — это функциональная направленность цвета. Отсюда и понятие функционального декорирования. Его основа — гармоничное контрастное сочетание растений, имеющих цветы определенной окраски. Они как бы дополняют друг друга (фиолетовые рядом с желтыми, оранжевые с синими). При этом цветущие растения действуют на психику более интенсивно. Так, оранжевые цветы на фоне синих становятся значительно теплее, активнее. Синие, наоборот, кажутся более холодными. Красный и зеленый цвета усиливают интенсивность друг друга. Если сочетать цвета спектра определенным образом, например красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, то получается менее гармоничная гамма, хотя и применяемая в фитодизайне. Дисгармоничными, неприятными для глаза сочетаниями считаются оранжевый с красным или желтым, синий с фиолетовым или зеленым.

Страницы: 1 2 3

Типология лидерства
Одна из первых типологий лидерства была предложена социологом Максом Вебером. Он описал следующие типы лидеров: · рациональный тип (человек, которому люди добровольно подчиняются); · традиционный - подчиняются потому. Что так исстари повелось; · харизматический тип – подчиняются под влиянием его необычайных способностей к внушению. ...

Способы разрешения семейных конфликтов
Конфликты существовали, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. Опираясь на работы Дэвида Джонсона, можно предложить одну из возможных м ...

Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у не ...