Информация » Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению » Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики

Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Страница 4

Критерии выбора средств самодиагностики зависят от требуемой степени свободы, легкости усвоения. Оптимальным считается такое средство, которое вообще не требует участия эксперта, т.е. построено так, что делает молодых людей специалистами при анализе своей собственной ситуации. Объективные качественные критерии самодиагностики найти очень трудно. Поэтому, если в случае диагностического исследования , обычно обсуждают и проверяют точность результатов, то в случае самодиагностки– психологу, совместно с клиентом, приходиться в основном сопоставлять, конкретизировать и переформулировать полученные данные.

Существуют подходы к анализу ситуаций. В практической работе психолога обнаруживается неповторимость конкретной личности и конкретной жизненной ситуации. Жизненная ситуация оказывается первым целостным образованием, с которым сталкивается психолог при решении практической задачи. Ситуации, связанные профессиональным самоопределением и становлением личности, играют важную роль на всех этапах жизненного пути человека, но особенно в период ранней юности. Психологическая поддержка юношества в различных жизненных ситуациях, в том числе связанная с профессиональным становлением, состоит в решение двух задач:

· оказание помощи молодому человеку, обратившемуся к психологу, в анализе его собственной жизненной ситуации;

· совместная с ним работа по коррекции некоторых компонентов его взаимодействия с ситуацией (например, изменение целей, роли, окружающей обстановки, отношение к родителям, сверстникам и т.п.).

Понятие ситуации оказывается далеко не однозначным, т.к. практически не рассматривается в нашей психологии как отдельный феномен, часто используется в самых различных контекстах. Рассматривая ситуацию в системе всей жизнедеятельности человека, можно сравнить её с категорией задачи. Юношам и девушкам трудно самостоятельно определить границы ситуации и сформулировать её основные признаки, они могут не принимать ситуацию, отвергать , стремиться к выходу из неё. Поскольку не все жизненные ситуации требуют включения механизмов принятия решений, можно утверждать, что единицей первичного анализа реальной действительности является жизненная ситуация, и только после разбора жизненной ситуации появляется возможность вычленить задачи, подлежащие решению (как самому обратившемуся, так и психологу).

В теоретическом плане вопросы, вопросы, связанные с анализом ситуаций, решаются в рамках научного направления, которое и так и называется – анализ ситуаций (Situation Analysis).

К основным направлениям исследования ситуаций относятся:

1. исследования когнитивных оценок ситуации;

2. исследования целей участника ситуации;

3. исследования правил поведения в ситуации;

4. исследование реакций на ситуации (исследования включают изучения трудностей профессии);

5. исследование эмоциональных оценок ситуации;

6. исследование стресса в профессиональной ситуации;

Отсюда следует основной методологический вывод, что исследуемыми переменными при анализе ситуаций должны быть показатели взаимодействия – те предстоящие изменения, которые будут наблюдаются и регистрируются индивидом и в ситуации взаимодействия и в профессиональной деятельности. К таким показателям относятся изменения когнитивных и эмоциональных оценок ситуации , которые могут быть диагносцированы только психологическими методами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Посттравматическое стрессовое расстройство как социально значимый факт
Определение посттравматического стрессового расстройства у сотрудников милиции является социально значимым фактом. Известно, что лица, страдающие этим расстройством, более, чем другие, склонны к разным формам дезадаптивного поведения, у них чаще возникает алкоголизм, суициды, неадекватные реакции и всплески агрессивности в общении с гра ...

Потребности как социально-психологическая характеристика личности
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: ¨ биологические (витальные) ¨ информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются лег ...

Типология манипулятивных типов характера Э. Шострома
Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается Манипулятором. Он развивает ...