Учение как вид деятельности - это процесс приобретения знаний, умений и навыков.

Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий. Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия). Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.

По своей направленности учение относится к познавательной деятельности людей, которая всегда включает наличие двух сторон: познающей (субъект познания - человек) и познаваемой (объект познания - предметы и явления окружающего мира). Причем обе эти стороны находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Человек познает сущность объективной реальности не в качестве пассивного наблюдателя, а всегда включает ее в свою активность, отражающую организацию самого процесса учения - способы и средства познания, а также особенности психики человека - его восприятия, мышления, позиций, пристрастий, накопленного опыта и т.д. Иначе говоря, познающий субъект находится внутри предметного мира, к которому он как бы подключается через органы чувств, являющиеся, по образному выражению французского писателя-мыслителя Д. Дидро, клавиша-ми, по которым ударяет окружающая природа.

Благодаря органам чувств происходит непосредственное наглядно-образное отражение действующих на человека в данный момент раздражителей окружающей его среды (световых, цветовых, температурных, химических и др.), которое проявляется в форме психических процессов ощущения и восприятия. Эти акты чувственного отображения объективной реальности являются начальным источником всех знаний человека о мире и о внутренних состояниях своего организма. Каждое впечатление или движение, каждое изменение в функциях органов, обеспечивающих энергетику деятельностной активности индивида, записываются, сохраняются и впоследствии воспроизводятся его памятью, опосредуются его мышлением и речью, раскрывающими глубинную сущность предметов и явлений окружающего мира. На основе чувственных образов, которыми оперирует человек, развивается воображение как основа творческой деятельности - источника всего мира культуры, созданного человечеством.

Возникнув и развиваясь в процессе деятельности и длительной эволюции человека, познавательные психические процессы неразрывно связаны с работой головного мозга как материальной основы психики. Многочисленные потоки нервных импульсов, продуцируемых воздействиями раздражителей среды в рецепторных аппаратах органов чувств, являются жизненно значимым условием нормального функционирования мозговых структур, обеспечивающих, с одной стороны, прием, сохранение и переработку поступающей информации. А с другой - создание программ практических действий и контроль за их выполнением. Успешный выбор сигналов среды, существенных для деятельности, сохранение их следов, выработка нужных программ поведения и его саморегуляция возможны лишь при наличии оптимального тонуса - определенного уровня бодрствования коры головного мозга, который поддерживается импульсацией, поступающей от рецепторов. Нехватка любого вида информации (световой, звуковой, тактильной и т.д.) снижает тонус мозговых структур, вызывает явление сенсорного голода (от латинского sensus - ощущение), нарушающего адекватность процесса восприятия человеком окружающего его мира. Это может выражаться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, эмоциональной неустойчивости индивида, а иногда в обманах органов чувств - иллюзиях, галлюцинациях, в потере ощущения собственного "Я". Дело в том, что образы чувственного восприятия зависят не только от действия раздражителей среды, но и от самого воспринимающего субъекта - конкретного живого человека с его мыслями и чувствами, направленностью мотиваций, жизненным опытом. Такая зависимость восприятия от индивидуальных особенностей психики в психологии известна как понятие "апперцепция". Все психические процессы: ощущения и восприятия, речь, память и мышление, воображение, составляющие познавательную сферу личности, никогда не отрываются от наглядно-чувственного опыта, практики, деятельности. И эта связь находит свое выражение в характеристиках различных видов психического отражения, свойственного человеку. Так, в зависимости от преобладающего рода деятельности, различают образную, эмоциональную, двигательную, словесно-логическую память; предметное, наглядно-образное или отвлеченное мышление; непосредственное или опосредованное сознательной целью воображение.

Страницы: 1 2

Теоретическая часть. Основные особенности младенческого возраста.
Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возм ...

Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общ ...

Выводы. Рекомендации
Макарьевский монастырь является интересным туристическим объектом, который не исчерпал свой потенциал. Имидж монастыря значительно видоизменяется за последние годы: из тихого местечка на берегу Волги, который раз в год посещали немногочисленные паломники, он превращается в один из самых известных в Нижегородской области туристический пу ...