Информация » Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению » Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики

Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Страница 5

Еще один вывод состоит в том, что для создания оптимального взаимодействия человека с ситуацией, необходимо создание специальных функциональных средств,

Поэтому важной методологической задачей сейчас является подбор и создание диагностических методик, направленных на измерение эмоциональных и когнитивных оценок, ситуаций имеющих отношение к профессиональной карьере человека (Приложение №1)

Способность адекватно действовать в профессиональной ситуации, во многом определяется особенностями личности человека. В последнее время в зарубежной научной литературе для обозначения целого спектра качеств, имеющих отношение к успешной профессиональной деятельности, широко используется термин «компетенции». Существую несколько подходов к пониманию этого термина, представленных в таб.№1

№п/п

Поход

Содержание

1.

Компетенция как способности

Выделение в качестве основного метода исследования компетенции – метода тестирования ( в первую очередь, тестирования общих интеллектуальных способностей). Тест предполагает оценку , поэтому в наибольше степени применимо, когда юноша или девушка уже работали в как-то профессиональной области или имеют предполагаемый план дальнейшей профессиональной карьеры.

2.

Компетенция как знания

Из чего следует необходимость оценки уровня образования человека.

3.

Компетенция как умения

Из чего следует необходимость операционного анализа конкретной профессиональной деятельности, рассмотрения действий и их результатов. Метод анализа компетенции в данном случае состоит в подробном описании действий и операций, исполняемых в процессе работы, и в последующей проверке умения выполнять эти действия (например – уметь печатать на машинке, уметь выполнять операции на токарном стеке…)

4.

Компетенция как поступки

Компетенция понимается как поступки, т.е. действия, обусловленные отношениями и мотивами личности, из чего следует выделение в качестве основных причин успешности деятельности человека. В любой профессии таких психических составляющих, как мотивация достижений, межличностное понимание, способность влиять на других, способность управлять, вера в себя, аналитичность т.п. Такое понимание компетенции наиболее продуктивно в случае, когда юноше или девушке требуется помощь в выработке проекта, когда ему самому неясны собственные мотивы и намерения, цели несформулированы, т.е. на самой ранней стадии профессиональной ориентации.

5.

Компетенция как синтез знаний, умений, поступков

Компетенция понимается как синтез знаний, умений, поступков, из чего следует, что существуют некоторые общие свойства молодого человека, позволяющие ему действовать успешно в различных ситуациях, - так называемые «трансверсальные компетенции», «метакомпетенции» , например, к самоорганизации, саморазвитию, воодушевлению других и т.п. В настоящее время такой подход не имеет валидных и достоверных процедур оценки. Полезно использовать этот подход при непосредственном длительном взаимодействии с клиентом для развития и воспитания у него этих качеств.

6.

Компетенция как стратегия решения проблем (т.е. возможность решать проблемы эффективным способом)

Согласно когнитивному подходу Понимаемые таким образом компетенция присущи человеку как личности в целом и проявляются в различных жизненных и профессиональных. ситуациях, в различных профессиях независимо от конкретных материальных составляющих (материального состояния семьи, удаленности от крупных образовательных учреждений

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии , где N — количество человек в группе. Для непараметрическ ...

Профессионально важные качества личности профессионала
Профессиональное становление личности – это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей д ...

О деловых качествах женщины
Главным критерием, который обуславливает психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно сказать: для женщины – среда, для мужчины – гены. «Женщинам рисковать нельзя, их эволюци ...