Информация » Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению » Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики

Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Страница 3

· способность анализировать информацию о мире профессий;

· способность анализировать информацию о себе, переводя её на язык профессиональной деятельности;

· способность строить профессиональные планы, доступные для реализации.

Обязательным условием профессионального планирования для юношеского возраста является выявление и осознание жизненных ценностей. Профессиональный проект представляет, таким образом, единство когнитивного и аффективного компонентов, единство прерывности (последовательных ситуаций выбора) и непрерывности (целостности «Я – концепции») в процессе развития личности.

Функция психолога (профессионального консультанта) – конструктивная, проектировочная, направленная на поддержку и развитее способности личности сроить собственный профессиональный проект на основе сформированной «Я – концепции» и принятия ответственности за свои действия в окружающем мире.

При проведении профессиональной ориентации с помощью методов самодиагностики основными задачами психолога становиться:

· во-первых, подбор методик и составление инструкций самодиагностики для субъекта;

· во-вторых, помощь в интерпретации результатов самодиагностики, особенно в анализе связи результатов отдельных методик между собой.

К методам самодиагностики относятся методики основанные на самооценке как способе получения данных о субъекте и которые допускают интерпретацию, трактовку субъектами собственных оценок, т.е. представляют собой в некотором роде «оценки оценок». Метод самодиагностики делает понятным , «прозрачным» для юношей и девушек процесс оценивания психологических качеств соей личности. При этом возможно использование известных диагностических методик, так и создание новых.

Если в случае диагностики важен конечный результат, который производиться специалистом, то в случае самодиагностики важно понимание причин и мотивов своего поведения, которое достигается самим индивидом, которое является теоретической базой для использования методов самодиагностики.

Перед психологом главной проблемой остается выбор наиболее валидных и прогностичных методик, что является достаточно сложной задачей для различных видов профессиональной деятельности.

В качестве средств самодиагностики выделяют:

· Простые опросники, позволяющие клиенту задать себе нужные вопросы, стимулирующие его представления о себе; чаще всего такие опросники

служат для подготовки к взаимодействию с психологом – консультантом.;

· Средства на основе «тройного подхода», включающих в себя три последовательных этапа:

1. шаг – опросники, упражнения, или игры;

2. шаг - размышление над собственными ответами, сравнение результатов различных методик;

3. шаг – приложение полученных выводов к миру профессий.

Подобная конструкция из трех шагов касается мотивов, ценностей, интересов, компетенций в основных жизненных сферах личности. Нахождение точек соприкосновения позволяет индивиду построить образ себя и выработать основные линии своего проекта. В процессе анализа он вынужден развивать свой психологический собственный словарь, создавать свою систему категорий, и это облегчает процесс «присвоения», внутреннего принятия проекта. Свобода выражения своих собственных мотивов и представлений должна сочетаться на более поздних шагах анализа с предложенными психологом –консультантом категориями, терминами, типологиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение. Личностные проблемы человека и суицидальное поведение
Обыденное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. По данным Московского НИИ психиатрии, на уче ...

Младенческий прототип психосоматических состояний
Важность так называемых психосоматических реакций младенчества является признанным фактом. Анна Фрейд считала такие реакции физическими по своим проявлениям и эмоциональными по происхождению. Она пришла к выводу, что разрядка генетически заложенных аффектов происходит у младенца через тело; его физические переживания могут выражаться в ...

Дефекты социального опыта.
Опыт в жизни людей (социально значимая их деятельность) усваивается по следующим основным каналам: 1. Через воспитание в семье. 2. Через общение в различных микро группах 3. Посредством восприятия средств массовой информации 4. Посредством специализированного обучения 5. Через личный опыт, приобретенный в деятельности. Надо сказат ...