Информация » Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению » Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики

Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Страница 3

· способность анализировать информацию о мире профессий;

· способность анализировать информацию о себе, переводя её на язык профессиональной деятельности;

· способность строить профессиональные планы, доступные для реализации.

Обязательным условием профессионального планирования для юношеского возраста является выявление и осознание жизненных ценностей. Профессиональный проект представляет, таким образом, единство когнитивного и аффективного компонентов, единство прерывности (последовательных ситуаций выбора) и непрерывности (целостности «Я – концепции») в процессе развития личности.

Функция психолога (профессионального консультанта) – конструктивная, проектировочная, направленная на поддержку и развитее способности личности сроить собственный профессиональный проект на основе сформированной «Я – концепции» и принятия ответственности за свои действия в окружающем мире.

При проведении профессиональной ориентации с помощью методов самодиагностики основными задачами психолога становиться:

· во-первых, подбор методик и составление инструкций самодиагностики для субъекта;

· во-вторых, помощь в интерпретации результатов самодиагностики, особенно в анализе связи результатов отдельных методик между собой.

К методам самодиагностики относятся методики основанные на самооценке как способе получения данных о субъекте и которые допускают интерпретацию, трактовку субъектами собственных оценок, т.е. представляют собой в некотором роде «оценки оценок». Метод самодиагностики делает понятным , «прозрачным» для юношей и девушек процесс оценивания психологических качеств соей личности. При этом возможно использование известных диагностических методик, так и создание новых.

Если в случае диагностики важен конечный результат, который производиться специалистом, то в случае самодиагностики важно понимание причин и мотивов своего поведения, которое достигается самим индивидом, которое является теоретической базой для использования методов самодиагностики.

Перед психологом главной проблемой остается выбор наиболее валидных и прогностичных методик, что является достаточно сложной задачей для различных видов профессиональной деятельности.

В качестве средств самодиагностики выделяют:

· Простые опросники, позволяющие клиенту задать себе нужные вопросы, стимулирующие его представления о себе; чаще всего такие опросники

служат для подготовки к взаимодействию с психологом – консультантом.;

· Средства на основе «тройного подхода», включающих в себя три последовательных этапа:

1. шаг – опросники, упражнения, или игры;

2. шаг - размышление над собственными ответами, сравнение результатов различных методик;

3. шаг – приложение полученных выводов к миру профессий.

Подобная конструкция из трех шагов касается мотивов, ценностей, интересов, компетенций в основных жизненных сферах личности. Нахождение точек соприкосновения позволяет индивиду построить образ себя и выработать основные линии своего проекта. В процессе анализа он вынужден развивать свой психологический собственный словарь, создавать свою систему категорий, и это облегчает процесс «присвоения», внутреннего принятия проекта. Свобода выражения своих собственных мотивов и представлений должна сочетаться на более поздних шагах анализа с предложенными психологом –консультантом категориями, терминами, типологиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Теории интеллекта
Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них. В первую очеред ...

Взаимодействие ощущений
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называемых взаимодействием ощущений. Виды: 1) Сенсибилизация - повышение чувств, в результате взаимодействия анализаторов, по Павлову - слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий, легко распр., охватывая соседние участки. Возбуждение в ан ...

Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изн ...