Информация » Одиночество как психологический феномен

Одиночество как психологический феномен
Страница 6

Одна из наиболее значимых составляющих “Я-концепции” подросткового и юношеского возраста – половая идентификация, связанный с ней круг ролей, субъектных и объектных переживаний. Наиболее полно эта грань развития исследовалась с позиции классического и постклассического психоанализа. Согласно теории психоанализа, в период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают равновесие, установившееся в более ранний, латентный период, и приводят к росту напряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Результатом этого своеобразного возврата к генитальной (по З. Фрейду) фазе становится разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи.

Исследования Блосса в этой области показали, что нередким результатом смещения такого равновесия является амбивалентность поведения, в особенности у юношей, его колебания от одной крайности к другой. По Блоссу, неуравновешенность мыслей и чувств, характерная скорее для ребенка младшего возраста, внезапные переходы от ненависти к любви, от принятия к отталкиванию, от радости к унынию также являются типичной формой юношеской регрессии.

Внутренний конфликт, стремление к независимости и потребность в помощи будут прямой причиной бунта подростка, не принимающего неустойчивой и противоречивой реальности.

Одним из важных следствий вышеописанного будет переживание одиночества и утраты. Блосс это состояние называет “эмоциональным и объектным голодом”.

Справедливо утверждать “эмоциональный и объектный голод” Блосса является обострением уже имеющегося переживания одиночества, либо, в определенном числе случаев, “отправной точкой” хронизации этого переживания.

Пытаясь справиться со своей внутренней опустошенностью, подросток склонен к расширению круга своего общения, часто хаотичному, беспорядочному. Переживание одиночества в этом случае будет носить характер сопутствующего состояния, одновременно являясь и причиной и следствием. Этот вариант одиночества, несмотря на всю остроту эмоциональных переживаний, близости к кризисам эмоционально-личностной сферы, тем не менее является одним из наиболее конструктивных.

“Я-концепцию” и физические качества подростков первым связал Э. Эриксон (1968), считая эту связь важнейшей предпосылкой формирования подростковой идентичности. Эриксон рассматривает развитие личности как процесс, в котором, безусловно, взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы жизни подростка.

Подростки, имеющие более низкие показатели физического развития, были более коммуникабельны, социально активны, т.е. происходит своеобразная компенсаторная реакция. Наблюдая аналогичный процесс в среде современных подростков-школьников (8 – 9 класс), мы вправе говорить, что для таких ребят одиночество является практически постоянной константой, нередко умело закамуфлированной внешней веселостью, иногда выражено “шутовским поведением”. Почти каждый подросток проходит через период чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что он один во всем классе, нет, во всей школе, нет, во всей Вселенной испытывает подобные чувства.

Кажется, что подросток отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто не понимает. Он завидует вот той весьма популярной девчонке с симпатичной улыбкой и хочет быть как она — без проблем и забот.

Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе. Может, та самая девчонка боится, что люди любят не ее, а лишь ее хорошенькую мордашку. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть своя табель о рангах: кто-то из них стоит на последнем месте и должен как-то мириться с этим.

Подростку трудно себе представить, что он не единственный, у кого есть проблемы, и если он вдруг рискнет поговорить об этом с друзьями, то будет поражен тем, как хорошо они поймут его и каким облегчением будет для них получить возможность поговорить о своих проблемах.

С другой стороны, они могут и «закрыть ставни». Подростки так отчаянно стремятся соответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взгляды или чувства необычными. Самые глубокие переживания подростки хранят в тайне, убежденные, что их никто не поймет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Истерический невроз
Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой степени объясняются характерными для этих больных основными истерическими чертами – большой внушаем ...

Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стре ...

Социометрическая матрица
Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматри ...