Информация » Одиночество как психологический феномен

Одиночество как психологический феномен
Страница 3

Основаниями для типологизации субъективного одиночества являются: особенности восприятия одиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личностный выбор). В соответствии с данными основаниями нами выделены и описаны следующие типы одиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором (интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективное положительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное) (рисунок 1).

Рис.1. Типы одиночества

Личностный выбор

Отрицательное Положительное

восприятие восприятие

одиночества одиночества

Субъективное отрицательное одиночество, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное)

Субъективное положительное одиночество, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное)

Достаточно сложным моментом, затрудняющим наблюдение за динамикой одиночества со стороны психолого-педагогической помощи, является определенная внутрипрофессиональная структурированность. Можно выделить ряд факторов, которые могут позволить в частности педагогу "предсказать" возможное изменение в ситуации развития личности ученика.

Во-первых, можно четко выделить качества личности (особенности характера), "предрасполагающие" к формированию (развитию) стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться педагог в работе с подростками:

- высокий уровень тревожности;

- впечатлительность;

- романтичность (романтическая возвышенность);

- независимость, импульсивность, эмоциональность;

- замкнутость, малообщительность, закрытость, отстраненность;

- повышенная психологическая ранимость;

- эмоциональная "колючесть";

- робость, боязливость;

- индивидуальность, имеется в виду "непохожесть" на

сверстников.

Во-вторых, существуют группы социальных и психолого-педагогических знаний, обуславливающих тенденцию развития одиночества:

1. О семейном благополучии (в том числе формальном полнота

семьи, материальная обеспеченность, количество человек в семье).

2. Об успешности учебной деятельности.

3. Об адекватности поведенческих (в том числе и ответных) реакций.

Если события, приведшие к возникновению одиночества, можно легко определить, то факторы, сохраняющие или затягивающие одиночество выявить более сложно. Столкнувшись с переменными в своем социальном окружении, подростки пытаются приспособиться и исправить недостатки в новом кругу общения. Когда эти недостатки и состояния одиночества сохраняются, то объяснения, которые люди дают своему одиночеству, могут сильно воздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления. Например, если человек считает, что его одиночество вызвано событиями, перед которыми он бессилен, то он чаще всего падает духом и не предпринимает никаких попыток облегчить свое положение. Однако, если юноша предполагает, что его одиночество вызвано чем-то таким, с чем он может справиться (например, со случаями недостаточного проявления своего дружелюбия), то он с большей настойчивостью пытается наладить отношения общения.

Одиночество может затянуться, если человек неправильно понимает его причины. Это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своего положения в обществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попыток, что-либо изменить. Таким образом, следует стремиться к актуализации позитивного потенциала одиночества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Анализ невербального поведения в процессе коммуникации. Кросс-культурные исследования невербального поведения
Если бы вы собирались отправиться в другую страну, встречать гостей из-за рубежа или просто хотели бы изучить иностранный язык, что вы могли бы предпринять? Одна из вещей, о которых вы, вероятно, подумаете - это пойти в книжный магазин, найти отдел справочников или отдел иностранной литературы и поискать там что-нибудь среди учебников, ...

Пример из психотерапевтической практики: семиофония
Во Франции при лечении детей с различными формами афазии широко используется метод семиофонии, когда ребенка помещают в среду различных шумов и звуков (Beller I., 1973). Пациента помещают в изолированное, звуконепроницаемое помещение с микрофоном и наушниками на голове, словно погружая его в «фантазматическое яйцо», в котором он может н ...

Типология манипулятивных типов характера Э. Шострома
Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается Манипулятором. Он развивает ...