Информация » Одиночество как психологический феномен

Одиночество как психологический феномен
Страница 8

Общая стратегия помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества – это организация движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Реализация стратегии психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества и, тем самым – в развитии личности, предполагает выполнение ряда внешних условий. Во-первых, создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности), для понимания того, что развитие индивидуальности возможно только в контексте социальных отношений. Во-вторых, - моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий, совершения личностного выбора. В-третьих,

это нахождение таких форм работы, в которых было бы возможно движение от интернального отрицательногок к интернальному положительному одиночеству. С целью создания отмеченных условий была разработана и верифицирована модель психолого-педагогической помощи в развитии личности. Модель включила в себя такие формы работы, как: ознакомление учащихся с результатами диагностического обследования; групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (с использованием самооценивающего опросника «Я в мире людей»); индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование (с использованием разработанной проективной методики - рисунок на тему «Я в мире людей»); психологический тренинг на тему «Я в мире людей»; индивидуальное психологическое консультирование по результатам тренинга (таблица 1).

Таблица 1.

Модель психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества

Формы практической работы с учащимися

(внешние условия)

Методы практической работы с учащимися

(внешние условия)

Актуализация позитивного потенциала одиночества

(внутренние условия)

1.Ознакомление учащихся с результатами психодиагностического обследования

1.Беседа и интерпретация результатов диагностического обследования, анализ положительных и отрицательных аспектов одиночества

1.Осознание учащимися одиночества и необходимости развития собственной личности

2. Групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (авторская разработка)

2.Процедуры самооценивания с использованием опросника «Я в мире людей» (авторская разработка) и проектирования образа идеального «Я»

2. Повышение ценности собственной личности и формирование положительного самоотношения

3.Психолого-педагогическое консультирование по результатам дискуссии:

· Индивидуальное консультироване;

· Групповое консультирование

3.Составление условно-вариантного прогноза развития учащихся, процедура целеполагания.

Обсуждение неосознаваемой информации о себе, дополнительная диагностика одиночества через использование проективного рисунка «Я в мире людей» (авторская разработка)

3.Формирование положительного самовосприятия, принятие личной ответственности за свою жизнь и формирование активной позиции по отношению к одиночеству:  

4.Психологический тренинг возрастно-спефицического характерана тему «Я в мире людей» (авторская разработка)

4.Моделирование основных жизненных событий учащихся, экстернализация внутренних противоречий, совершение выбора

4.Формирование положительного самоотношения и самовосприятия; формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности и получение (или актуализация) положительного опыта совладания с объективными трудностями и негативными переживаниями  

5. Психолого-педагогическое консультирование по результатам опытно-экспериментальной работы

5.Формулировка личных результатов учащихся, построение перспектив своего развития, разработка психолого-педагогических рекомендаций

5.Нахождение мотивационной основы выбора одиночества и баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений через соотнесение мотивов одиночества с другими жизненными мотивами

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Предпринимательство как деятельность
В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним. Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она в ...

Исследование эмоционально – волевой сферы
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития. ...

Влияние семьи на развитие психологической травмы. Понятие психической травмы
Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если р ...