Информация » Познавательные процессы личности » Психологические особенности памяти и внимания

Психологические особенности памяти и внимания
Страница 1

Память - один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития человека, становления его как личности. Переоценить значение памяти в жизни человека сложно, поскольку все знания, приобретенные в процессе жизнедеятельности, выработанные умения и навыки, - все это основано на процессах памяти. Память

- это отражение прошлого опыта человека.

Физиологической основой памяти является установление временных нервных связей (ассоциации).

Виды ассоциаций:

• механические (по смежности в пространстве, по сходству во времени, по контрасту);

• причинно-следственные (основанные на установлении связи между событиями, предметами).

Причинно-следственные ассоциации могут переходить в механические, а те, в свою очередь, в штампы.

Основные процессы

памяти:

• запоминание (посредством него осуществляется ввод информации): успешность запоминания зависит от значимости запоминаемой информации для самого человека, связи с его прошлым опытом, эмоциями, осознанием и пониманием запоминаемого материала, установки на запоминание;

• сохранение (удержание материала в течение определенного времени): следы памяти сначала нестойки и легко разрушаются, для их закрепления необходимо определенное время, поэтому прочность сохранения зависит от повторения информации и ее практического применения;

• воспроизведение (оживление образовавшихся ранее связей): оно может выступать в форме узнавания, то есть включения воспринимаемого в систему знаний, которая сопровождается чувством знакомости, но не позволяет отнести предмет к определенной категории, поэтому узнавание может быть и ложным основанным на сходстве несущественных признаков;

• забывание (невозможность воспроизведения, извлечение информации из памяти): оно связано со всеми остальными процессами памяти, а также с эмоциями (хуже забывается то, что эмоционально окрашено); на забывание оказывает влияние деятельность которая совершается до запоминания (проактивное торможение) и после (ретроактивное торможение).

Существует явление реминисценции, в результате которого происходит более полное и точное воспроизведение информации по происшествии некоторого времени. Оно имеет особое криминалистическое значение. Этому явлению подвержены практически все дети и 40% взрослых. Именно этим определяется необходимость повторных допросов участников процесса. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучшение качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз.

Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые проявляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов, заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей.

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопытное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название "эффекта Зейгарник" (по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запоминания от различных факторов). Общий вывод, к которому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующей следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, можно встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последующие называется проактивным ("вперед действующим") торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие - ретроактивным ("назад действующим") торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в памяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавшими из памяти элементами с теми из них, которые сохранились в сознании.

Страницы: 1 2 3

Основные методы психологических исследований
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, позволяющие выявлять закономерности изучаемых явлений. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» С.Л. Рубинштейн. Определение: Метод - это способ научного познания какой-либо реальности (в психологии – психической). По своем ...

Место психологии в системе наук
Исходя из вышеизложенного современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека. Исследования человека как биологического вида. ...

Виды памяти
Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти: · двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. · образну ...