Информация » Познавательные процессы личности » Психологические особенности памяти и внимания

Психологические особенности памяти и внимания
Страница 2

Следственной практике известны случаи, когда человек абсолютно уверенно вспоминает факт, которого не в действительности. Это явление называется обманом памяти или «феноменом пережитого». Такое нарушение относится к патологии, но нередко проявляется и у здоровых людей (например, если человек устал).

Виды памяти:

• по времени удержания информации: оперативная, кратковременная, долговременная.

• по наличию цели: произвольная и непроизвольная.

• по осмыслению запоминаемой информации: механическая, логическая.

• по запоминаемому материалу: образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая и т.д.), двигательная, эмоциональная, словесно-логическая.

Выделяется также эйдетическая память, когда человек может воспроизводить информацию с большой точностью. И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте.

Индивидуальные особенности памяти связаны с преобладанием отдельных ее видов, а также с особенностями процессов памяти: скорости запоминания, прочности сохранения, легкости и быстроты воспроизведения.

Приемы активизации памяти участников уголовного и гражданского процессов.

Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти, прокурор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участников процесса в целях установления истины по делу. К приемам активизации памяти можно отнести:

• создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности; этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;

• обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением;

характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявления ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;

• использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше, либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например эмоциональной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;

• установление опорных мест в запечатленном событии и смысловых связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;

• оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;

• проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценцию.

На человека одновременно воздействует огромное число раздражителей, но психикой отражаются далеко не все. Чтобы отразить одни воздействия окружающей действительности, необходимо в этот момент отвлечься от других.

Избирательность психической деятельности осуществляет

внимание.

Внимание

- это направленность психики на одни объекты при одновременном отвлечении от других. Объекты внимания определяются их значимостью: личностной или ситуативной.

Внимание отличается от всех познавательных процессов тем, что не имеет своего содержания, оно "обслуживает" остальные психические процессы, проявляется в них. Физиологической основой внимания является сильное возбуждение определенного участка мозга и одновременное торможение других.

Виды внимания:

• непроизвольное (без постановки цели и приложения усилий): возникает под воздействием внешних факторов (особенностей предметов и явлений: их силы, новизны, необычности, контрастности, движения) и внутренних (постоянная или ситуативная значимость для личности);

• произвольное (связанное с постановкой цели и волевыми усилиями).

• послепроизвольное (переходное от произвольного к непроизвольному). Свойства внимания:

1. объем - количество объектов, одновременно находящихся в поле внимания. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 6 элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.

Страницы: 1 2 3

Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей
Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности. Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связы ...

"Фигура" и "фон".
Здесь мы рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т. е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей пл ...

Исследование логического мышления
Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять. Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельст ...