Теории развития в психологии
Страница 4

Модель развития личности (А.В.Петровский).

Выделены собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3); детсадовское детство (3-7), младший школьный возраст (7-11), средний школьный возраст (11-15), старший школьный возраст (15-17).

В раннем детском возрасте в меру присущей ребенку активности он усваивает сложившийся в семье тип отношений, претворяя их в черты свой формирующейся личности. Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне усвоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделить свое “Я” из окружающих явлений; вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим, т.е. демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья - интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и т.д. При этом если переход к новому периоду не подготовлен в предыдущем возрастном периоде успешным протеканием фазы интеграции, то здесь складываются условия для кризиса развития личности - адаптация в новой группе оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду. В этом возрасте происходит усвоение ребенком норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; индивидуализация - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграция - гармонизация неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость.

В младшем школьном возрасте фактором развития личности становится не столько сама по себе учебная деятельность, сколько отношение взрослых к учебной деятельности школьника.

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что вступление в него представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе. Микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих для него по своей значимости. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка зачастую не вписываются в систему социальных требований [8].

Страницы: 1 2 3 4 

Проблема неполных семей. О семьях с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положен ...

Когнитивный подход Джорджа Келли
Джордж Келли является одним из основателей этого направления. Он считает, что любой человек – это исследователь, которые стремиться понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний. И все выводы делаются на основе своего прошлого опыта и строящихся предположений о будущем. Он указывает на то, что хоть о ...

Одиночество как психологический феномен
Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью. В посл ...