Теории развития в психологии
Страница 2

Именно по этой причине в 20-е годы интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В.А.Вагнер, Н.Н.Ладыгина-Котс, Г.З.Рогинский, В.Н.Боровский и др.), а также в детской (возрастной психологии), интегрированной в комплекс педологических наук (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Я.Басов и др.).

Эволюционный подход получивший выражение в трудах В.А.Вагнера (который приступил к конкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основе объективного изучения психической жизни животных), вызвал интерес к идеям и трудам В.А.Вагнера у Л.С.Выготского. Центральным положением Л.С.Выготский считает положение о признании для выяснения природы высших психических функций, их развития и распада, понятия “эволюции по чистым и смешанным линиям”. Появление новой функции “по чистым линиям”, то есть возникновение нового инстинкта, который оставляет неизменной всю прежде сложившуюся систему функций, - это основной закон эволюции и животного мира. Развитие функций по смешанным линиям характеризуется не столько появлением нового, сколько изменением структуры всей прежде сложившейся психологической системы. В животном мире развитие по смешанным линиям крайне незначительно. Для человеческого сознания же и его развития, как показывают исследования человека и его высших психических функций, подчеркивает Выготский, на первом плане стоит не столько развитие каждой психической функции (“развитие по чистой линии”), сколько изменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимости психической деятельности ребенка на каждой возрастной стадии. Развитие сознания в целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видами деятельности, в изменении соотношения между целым и частями [2].

Возрастное психическое развитие, по мнению ряда отечественных исследователей развития, детерминируется иерархией фактов:

· природными задатками как условиями и предпосылками (А.В.Запорожец);

· социальной средой как потенциальным источником развития (Д.Б.Эльконин) и сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником (Л.С.Выготский);

· противоречием между образом жизни и возможностями ребенка, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой (А.Н.Леонтьев);

· собственной деятельностью ребенка по овладению действительностью как движущей силой (С.Н.Карпова);

· собственной активностью ребенка по преодолению противоречий как источников саморазвития; при этом “спонтанность” развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности; гармоничностью личности как одной из существенных движущих сил дальнейшего полнокровного развития человека (Л.И.Анцыферова) [3].

Теория Б.Д. Эльконина выполнена в контексте культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Он полагает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием, которое не видно непосредственно. Нужны специальные средства, особые “очки”, позволяющие увидеть эту жизнь в ее чистоте, называемые категориями онтологии развития, то есть категориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия. Эльконин выделяет три основные категории онтологии развития: идеальная форма, событийность и посредничество. Или, соответственно, образ совершенного поведения; способ его явления - “встреча” с наличным поведением; поиски построения этого способа.

Страницы: 1 2 3 4

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что пед ...

Биография
Альфред Адлер (1870—1837) — австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии, родился 7 февраля 1870 года в Вене. Его отец Леопольд Адлер был зажиточным торговцем зерном. Выходец из провинции Бургенланд (к юго-востоку от Вены), он переехал в столицу империи со своей женой Паулиной. Она родила ему шесть детей, сре ...

Внимание
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются: - точность восприятия, являющаяся сво ...