



Патогенный голос
Известно, что матери больных шизофренией часто обладают характерным голосом: он однообразен, монотонен, с неправильным ритмом, металлический, без мелодии, негладкий, часто суровый, хриплый, трескучий, с особым ударением на глубокие тона (Anzieu D., 1985). У тех, кто слышит такой голос, возникает чувство смятения и смешения тонов. Кажется, что голос вторгается внутрь. Такой голос нарушает нормальное развитие личности: он не защищает, не служит оболочкой, производит неприятное впечатление. Нет ощущения непрерывности, целостности.
При освоении ребенком первых артикуляций языка патогенный голос матери может препятствовать связанному с развитием речи интеллектуальному развитию. Кроме того, на развитие логического мышления негативно влияют также противоречащие друг другу указания матери. Развитие ребенка может быть нарушено также в результате того, что мать обесценивает своим голосом, своими интонациями и своим поведением высказывания младенца о самом себе (Anzieu D., 1985).
По мнению D. Anzieu, шизофрения развивается только при сочетании двух патогенных факторов: фонематического, связанного с особенностями голоса матери, и семантического, связанного с противоречивыми высказываниями матери. Если указанные патогенные факторы выражены в более слабой мере, то, как считает D. Anzieu, это может стать предпосылкой для развития нарциссической личности. Если действует только первый патологический фактор (патогенные фонематические особенности голоса матери) без осложнения воздействием второго (семантического) фактора, то велика вероятность развития психосоматических реакций. При патологическом воздействии только второго (семантического) фактора без осложнения воздействием первого (фонематического) фактора велика вероятность проблем в интеллектуальном развитии, социальной адаптации, школьных проблем (Anzieu D., 1985).
D. Anzieu выделяет следующие характеристики патогенного голоса:
его несоответствие ощущениям, ожиданиям и реакциям младенца;
его внезапность и непредсказуемость: иногда он слабый, иногда сильный, он все время меняется от одного крайнего проявления к другому, кажется ребенку произвольным и непонятным, постоянно вызывает микротравмы;
его отчужденность: голос матери не дает младенцу информации ни о себе самой, ни о ребенке; отношения с матерью становятся механическим; мать часто разговаривает в присутствии ребенка сама с собой (вслух или про себя), не обращая при этом внимания на ребенка (Anzieu D., 1985).
При патологическом воздействии голоса матери у ребенка складывается ощущение, что он не имеет значения для матери. Акустическое, а затем и визуальное отражение служит основополагающей базой для развития личности. При помощи голоса мать сообщает младенцу что-то о себе, а также о самом ребенке, закладывая тем самым предпосылку для развития структуры self, на базе которой развивается затем Я. В случае патогенных особенностей голоса матери нормальное развитие Я нарушается.
Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым униве ...
Лидер
Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов.
Лидерские качества могут быть либо врожденными, либо воспитанными.
Для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ...
Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их ...
