Теории развития в психологии
Страница 3

Идеальная форма

. Эльконин пришел к выводу, что реальные и идеальные формы становления предметного действия существуют одновременно. К реальным формам относятся: 1) все наличные стереотипы поведения; 2) все импульсивные способы реагирования на свойства предметов. К идеальным формам относятся: 1) культурные образцы поведения, которые заданы социальной средой; 2) соотношения между идеей и условием ее осуществления; 3) знаки.

Событие.

Идеальная форма есть то, что по своей сути не может пребывать, а может лишь сбываться - открываться и являться. Событие идеальной формы - это всеобщий способ ее существования. Акт развития и событие - синонимы. Событие не есть следствие чего бы то ни было, оно недетеминировано. Событие - переход в иную реальность, связанный с очень серьезными специальными усилиями по проявлению, удержанию и воссозданию идеальной формы.

Посредничество.

Замыслом посредничества является представление реалии идеальной формы жизни. Полный цикл посредничества включает в себя две фазы - причастие и осуществление. Причастие есть приобщение идее как особой жизни, особой чувственно-образной реалии. Причастие - жизнь в идее. Осуществление же есть приобщение идеальной жизни наличному бытию. Позиция посредника задается местом на границе между причастием и осуществлением. В его действии в этом месте реально осуществляется переход, акт развития [13].

А.В.Петровским в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия. Последние связаны с действием факторов, относящимися к ее взаимодействию с “соседними” системами, в данном случае с принятой в обществе системой образования. Это определяет конкретную форму протекания процесса развития личности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостность процесса развития личности.

Таким образом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей развития личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа и др.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся личности.

В концепции Петровского выделяется особый процесс формирования личности. Личность выступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих с ним людей и в себе самом “как другом”. Концепция А.В.Петровского представляет собой социально-психологический подход к пониманию развития личности и построению соответствующей возрастной периодизации, заключающийся в рассмотрении ведущего деятельностно-опосредованного типа взаимоотношений, складывающегося у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом). Источником развития и утверждения личности, по его мнению, выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной группы, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой группы.

Страницы: 1 2 3 4

Исследование когнитивной сферы. Исследование процесса произвольного запоминания "Запоминание 10 слов" (А.Р. Лурия)
Описание методики: Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей. Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности. Проводится в тишине. Стимульный материал - 10 простых слов, не с ...

Пренатальное восприятие звуков и голоса
Современная психоаналитически ориентированная психология располагает множеством фактов, свидетельствующих об аффективных переживаниях плода в ходе внутриутробного развития. То, что восприятие звуков и человеческого голоса возможно задолго до рождения, подтверждается данными исследований психического развития недоношенных детей. Henry Tr ...

Психологический портрет клиента, определяемый по параметрам рта
Плотно закрытый рот. Признак целеустремленности и решительности; Приоткрытый рот. Признак искренности и чистоты помыслов; Выпуклые большие губы. Человеку предначертан успех; Плоские губы равной толщины. Хороший баланс чувственного и рассудочного, наблюдается некоторая сухость характера; Большой рот с опущенными уголками губ. Клиент ...