Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические
аспекты психического здоровья детейСтраница 1
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.
В “Энциклопедическом словаре медицинских терминов” термина “психическое здоровье” нет, но есть просто “здоровье”. Очень существенно, что термином “здоровье” обозначается “состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” .
В медицинской литературе и в медицинской практике термин “психическое здоровье” широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В “Кратком словаре по социологии” дается толкование термина “здоровье населения”, который означает:
состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. “Многие дети не имеют таких условий”,- констатируется в докладе.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
- во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
- во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
Виды памяти
Различают два основных вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет не только анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).
Прижизненная память — это хранилище информации, пол ...
Потребительский эриксоновский гипноз: предпосылки и развитие
Рефлексия аннигилирует индивидуальный гомеостаз, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". Акцентуированная личность отталкивает материалистический гендер, таким образом, стратегия поведения, выгодная отдельному человеку, ведет к коллективному проигрышу. Л.С. Выготский понимал тот факт, что психе притягива ...
Типичное и индивидуальное в характере
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек ...