Информация » Индивидуальные качества и стиль деятельности человека » Психологическая структура деятельности

Психологическая структура деятельности
Страница 1

Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая определенную структуру, свои внутренние переходы и превращения. Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов, человеческих поступков, практической деятельности и других.

Причиной, побуждающей человека к деятельности, является прежде всего потребность. Применительно к человеку — потребность есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования. Органические потребности (в пище, воде, тепле, кислороде и пр.) являются врожденными, наряду с ними врожденными являются потребности в контактах с себе подобными: у ребенка они проявляются очень рано, неудовлетворенность подобной потребности ведет к устойчивой задержке психического развития. В онтогенезе эта потребность меняет свои формы и круг лиц, которым она адресована. И еще одна врожденная потребность — познавательная. Сразу после рождения она проявляется как реагирование на звуки, зрительные раздражители, выделение фигуры из фона (это подтверждают опыты по фиксации зрительных движений младенцев).

Познавательная потребность нормативно развивается в течение жизни, у человека появляются интеллектуальные формы познания. На первых порах эти две потребности очень тесно переплетены. Обе связаны с близким взрослым, обе составляют условие формирования человека на всех ступенях его развития.

Потребность побуждает человека к поиску предмета ее удовлетворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом. Мотив — это форма проявления потребности, или опредмеченная потребность. Важно понимать, что одна и та же деятельность у разных людей может иметь разные мотивы, а на основе одинаковых потребностей могут образовываться мотивы к разным деятельностям. Сложные виды деятельности всегда полимотивированы, т. е. побуждаются несколькими мотивами. Например, учебная деятельность студента может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами (гораздо реже — только одним из них). Именно множественность действий — типичный признак мотива. Не все мотивы, сходящиеся на одной деятельности, равнозначны: главный мотив — ведущий, второстепенные — мотивы-стимулы. Мотивы могут быть осознанными (большие жизненные цели) или неосознанными.

Формой проявления осознанного мотива является личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему, имеющую у разных людей свою конфигурацию. Мотивационная система человека определяет масштаб его личности. С точки зрения самовоспитания личности, развитие мотивов играет определяющую роль. В известном комедийном фильме «новый русский», желая помочь только что пришедшему из армии парню, сокрушался, что у того «нет мечты», другими словами, — нет четкой осознаваемой мотивации. Вывод не был озвучен, но дальнейшее развитие сюжета фильма показало малую содержательность дальнейшей жизни этого молодого человека. Воздействие на предмет всегда целенаправленно. Цель — заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. На отдельных этапах деятельности достигается не общая цель, а лишь какая-то конкретная задача. По сути задача — это цель отдельного этапа, шага на пути к получению общего результата. По мере изменения условий, получения отдельных результатов, усложнения деятельности цели могут трансформироваться в задачи. Например, для абитуриента поступающего в вуз актуальная цель само поступление. Первая сессия ставит новую цель — ее успешную сдачу, а факт поступления в вуз рассматривается уже как решенная задача.

В ходе освоения новых видов деятельности, ее элементы, выступавшие как цели, могут выступать в качестве мотивов. Данный механизм получил название «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). К примеру, девушка, начавшая заниматься спортивными танцами ради развития пластики движений, достигнув своей цели, не прекратила занятия — двигательная активность стала ей необходима для хорошего самочувствия.

Страницы: 1 2 3

Бессознательное и психоанализ
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действ ...

Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
Интегральные свойства личности, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, могут явиться ориентирами для дифференцированных подходов в психотерапии кризисных состояний, в том числе и суицидальных (А. Слуцкий, М. Занадворов). Определяя характер помощи, направленно ...

Предупреждение семейных конфликтов
Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника. Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, прежде всего от супругов. При этом следует иметь в виду, что н ...