Информация » Индивидуальные качества и стиль деятельности человека » Психологическая структура деятельности

Психологическая структура деятельности
Страница 1

Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая определенную структуру, свои внутренние переходы и превращения. Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов, человеческих поступков, практической деятельности и других.

Причиной, побуждающей человека к деятельности, является прежде всего потребность. Применительно к человеку — потребность есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования. Органические потребности (в пище, воде, тепле, кислороде и пр.) являются врожденными, наряду с ними врожденными являются потребности в контактах с себе подобными: у ребенка они проявляются очень рано, неудовлетворенность подобной потребности ведет к устойчивой задержке психического развития. В онтогенезе эта потребность меняет свои формы и круг лиц, которым она адресована. И еще одна врожденная потребность — познавательная. Сразу после рождения она проявляется как реагирование на звуки, зрительные раздражители, выделение фигуры из фона (это подтверждают опыты по фиксации зрительных движений младенцев).

Познавательная потребность нормативно развивается в течение жизни, у человека появляются интеллектуальные формы познания. На первых порах эти две потребности очень тесно переплетены. Обе связаны с близким взрослым, обе составляют условие формирования человека на всех ступенях его развития.

Потребность побуждает человека к поиску предмета ее удовлетворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом. Мотив — это форма проявления потребности, или опредмеченная потребность. Важно понимать, что одна и та же деятельность у разных людей может иметь разные мотивы, а на основе одинаковых потребностей могут образовываться мотивы к разным деятельностям. Сложные виды деятельности всегда полимотивированы, т. е. побуждаются несколькими мотивами. Например, учебная деятельность студента может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами (гораздо реже — только одним из них). Именно множественность действий — типичный признак мотива. Не все мотивы, сходящиеся на одной деятельности, равнозначны: главный мотив — ведущий, второстепенные — мотивы-стимулы. Мотивы могут быть осознанными (большие жизненные цели) или неосознанными.

Формой проявления осознанного мотива является личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему, имеющую у разных людей свою конфигурацию. Мотивационная система человека определяет масштаб его личности. С точки зрения самовоспитания личности, развитие мотивов играет определяющую роль. В известном комедийном фильме «новый русский», желая помочь только что пришедшему из армии парню, сокрушался, что у того «нет мечты», другими словами, — нет четкой осознаваемой мотивации. Вывод не был озвучен, но дальнейшее развитие сюжета фильма показало малую содержательность дальнейшей жизни этого молодого человека. Воздействие на предмет всегда целенаправленно. Цель — заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. На отдельных этапах деятельности достигается не общая цель, а лишь какая-то конкретная задача. По сути задача — это цель отдельного этапа, шага на пути к получению общего результата. По мере изменения условий, получения отдельных результатов, усложнения деятельности цели могут трансформироваться в задачи. Например, для абитуриента поступающего в вуз актуальная цель само поступление. Первая сессия ставит новую цель — ее успешную сдачу, а факт поступления в вуз рассматривается уже как решенная задача.

В ходе освоения новых видов деятельности, ее элементы, выступавшие как цели, могут выступать в качестве мотивов. Данный механизм получил название «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). К примеру, девушка, начавшая заниматься спортивными танцами ради развития пластики движений, достигнув своей цели, не прекратила занятия — двигательная активность стала ей необходима для хорошего самочувствия.

Страницы: 1 2 3

Психологические аспекты ресоциализирующей деятельности
Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей ...

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев
Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время процессов выделения, во время кашля, уже с самого момента рождения главным средством выражения звука д ...

Обсуждение
Большинство исследований в области изучения посттравматической адаптации проводятся по методической схеме, предполагающей сравнение состояния травматизированной и не травматизированной популяций в целом или изучение популяционных выборок тех, кто страдает ПТСР в тяжелой форме. В нашей работе была впервые предпринята попытка провести сра ...