Анализ и интерпретация результатов
Страница 2

Наибольший практический интерес для нашего исследования представляет третья группа, в количестве 10 человек, процентное соотношение выборов которых не превышает 10%. Данных подростков мы отнесли к низкостатусным или аутсайдерам.

Таким образом, для дальнейшего исследования, мы имеем условно три группы: высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные.

К высокостатусным членам группы мы отнесли ребят, которые получили высокий процент выборов при определении лидера, и, конечно, тех, кто в остальных вопросах пользовался предпочтением. К этой группе мы отнесли: Дарью К. и Оксану Е.

К среднестатусным ребятам отнесли тех, кто получал выборы от одноклассников, но их процентное соотношение было не столь высоко, как у высокостатусных: это Сергей В., Таня Т., Юля М.

И, наконец, к низкостатусным – мы отнесли тех подростков, которых их сверстники отметили как нежелательных для общения, а также тех, кто практически не получил ни одного выбора. Такими оказались: Гульназ С., Эльвира Г., Алена Ш., Маша Т., Ирина Т. и другие.

2. Результаты, полученные при помощи диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Из таблицы, а также психограммы видно, что у высокостатусных подростков преобладают властные, лидирующие и сотрудничающие характеристики. Ребята оценивают себя как: уверенных в себе, упорных, настойчивых, обладающих чувством собственного достоинства, способных признать свою неправоту, способных к сотрудничеству, доброжелательных, пользующихся уважением других, обладающих талантом руководителя, любящих давать советы, любящих соревноваться и др.

Среднестатусных подростков можно разделить на две группы:

1. Подростки, стремящиеся к лидерству (оппозиция лидера), имеющие агрессивные тенденции в структуре коммуникативных качеств.

2. Сотрудничающие с группой, дружелюбные подростки.

Первая категория ребят характеризует себя как умеющих настоять на своем, независимых, способных самим позаботиться о себе, стремящихся к успеху, уверенных в себе, способных проявить недоверие, способных признать свою неправоту, любящих соревноваться, не терпящих, чтобы ими командовали, любящих давать советы, часто недружелюбных, упрямых и т.п., что говорит о преобладании доминирующих черт характера у этих подростков в сочетании с некоторой агрессивностью.

Психограммы подтверждают, что у таких ребят преобладают характеристики, свойственные лидерам, но им не отдают предпочтения, т. к. они имеют также в характере негативные, отталкивающие черты. Эти ребята стремятся завоевать высокое положение путем подчинения других себе. Они являются оппозицией лидеров.

Вторая категория среднестатусных подростков оценивает себя как: способных позаботиться о себе, уступчивых, благородных, пользующихся уважением со стороны окружающих, стремящихся ужиться с другими, дружелюбных, доброжелательных, отзывчивых к призывам о помощи, бескорыстных, любящих ответственность, не терпящих чтобы ими командовали, легко смущающихся, охотно принимающих советы, общительных и уживчивых, бескорыстных, щедрых, дорожащих мнением окружающих, прощающих все, всегда дружелюбных.

Психограммы, составленные по данным характеристикам говорят, что ребята пользуются авторитетом среди одноклассников, к их мнению прислушиваются, они дружелюбны, это ребята, стремящиеся к сотрудничеству с группой.

Низкостатусные подростки, которые получили большой процент негативных выборов, при ответе на вопрос: «С кем из класса ты не хочешь общаться?», охарактеризовали себя как способных проявить безразличие, критичных к другим, обидчивых, щепетильных, легко поддающихся влиянию других, долго помнящих обиды, язвительных, насмешливых, злопамятных, недоверчивых, подозрительных, ожидающих восхищения от каждого.

У этих ребят преобладает независимый, недоверчивый, покорно-застенчивый тип отношения к окружающим.

И, наконец, ребята, которые получили очень мало выборов от своих одноклассников, и не получили их вообще, говорят о себе следующее: строгие, но справедливые, уверенные в себе, ревнивые, прощающие все, со всеми соглашающиеся, великодушные и терпимые к недостаткам. По показателям из формулы Лири видно, что у ребят преобладает недоверчиво-скептический, покорно-застенчивый тип отношений, но о достоверности результатов нельзя говорить, т.к. в психограммах этих ребят нет результатов, превышающих 4 балла, что свидетельствует о скрытности и неоткровенности испытуемых.

Итак, подведем итоги: результаты анкетирования, включенного наблюдения, бесед с подростками и классным руководителем позволяют нам сделать следующие выводы:

· В представлениях о некоторых статусах и ролях относительно своей группы, например о «крутизне», подростки часто опираются на внешние характеристики (наличие фирменной одежды, чувство стиля, наличие карманных денег).

· У высокостатусных подростков преобладают доминирующе-агрессивные черты, не превышающие умеренной выраженности исследуемых качеств, их поведение в целом характеризуется как адаптивное; у низкостатусных – преобладают подчиненно-зависимые черты.

Страницы: 1 2 3

Качества личности, влияющие на процессы общения. Психологический облик человека
Процессы общения невозможны без участия человека, так как именно человек является главным и основным субъектом общения. И этот фактор существеннейшим образом определяет форму и содержание общения. Как сделала человека природа, и что сделал он сам с этой природой - все это, можно сказать, и определяет «человеческие» измерения общения. От ...

Эмоция и мотивация
Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями зак ...

Интерпретация полученных данных.
Данное исследование показало, что психическое развитие младенцев в норме. Практические знания подтверждают теоретические выводы. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае, соблюдаются закономерности психического развития. Ребенок в младенческом возрасте не может предпр ...