Информация » Исследование готовности поступления в ВУЗ » Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Страница 3

Старшеклассники и выпускники, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости.

Коммуникативный компонент. Общение является важнейшей категорией психологической науки. В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.

Наиболее распространенные определения гласят, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, или, в несколько иной редакции, осуществляемый знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванный потребностями совместной деятельности. Здесь понятие «общение» рассматривается как вторичное по отношению к категории деятельности.

Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивой традицией марксистской психологии, восходящей еще к работам Ф.Энгельса и продолжающей сохраняться по сей день. В современных работах она находит выражение в том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». При этом подчеркивается, что общение целесообразно рассматривать в двух планах: как сторону совместной деятельности и как ее продукт.

Категория «общение» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение необязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Анкетирование, проведенное на факультете довузовской подготовки Самарского государственного аэрокосмического университета в 2003/04 учебном году (выборка составила 62 человека), показало, что главную цель обучения слушатели видят в получении комплексных знаний, необходимых для поступления и обучения в вузе (53%); в умении правильно определиться в выборе профессии (35%) и лишь 12% обучаемых осознают, что одной из главных целей обучения является формирование навыков межличностного общения. Кроме того, было выявлено, что слушатели испытывают дефицит общей эрудиции, этики; они зачастую неспособны в нужный момент изменить свою программу действий, поведения; у большинства отсутствуют интерес к дискуссии и диалогу, навыки выступления перед аудиторией. Большая часть их характеризуется чрезвычайно низкой культурой речи, что существенно снижает познавательную активность и не позволяет в должной мере использовать свои возможности и способности.

Следуя мысли известных ученых А.А.Бодалева, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, утверждающих, что общение - это спутник человеческой деятельности и определяющий фактор развития личности, основной задачей развития межличностной коммуникации у будущих специалистов являются достижения социальной общности обучаемых при сохранении индивидуальности каждого.

Таким образом, коммуникативный компонент готовности к поступлению и обучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как адекватное поведение в группе и с преподавателями. При оценке готовности к поступлению и обучению в вузе за критерий коммуникативного компонента будем принимать уровень общительности-коммуникабельности выпускника.

Страницы: 1 2 3 4

Настроение
Настроение может быть обусловлено биохимическими сдвигами в организме. Настроение и эмоции имеют отчетливую функциональную связь, поскольку настроение предрасполагает человека к переживанию отдельных эмоций. Наконец, эмоции и настроение могут выполнять разные функции в организме. Эмоции влияют преимущественно на действия, подготавливая ...

История развития теории мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам. Почему мышление нельзя свести к ассоциативному процессу? - Первое отличие заключается в том, чт ...

Пути устранения вредного воздействия телевидения на психологию детей
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей. В западных мультфильма ...