Информация » Исследование готовности поступления в ВУЗ » Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Страница 3

Старшеклассники и выпускники, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости.

Коммуникативный компонент. Общение является важнейшей категорией психологической науки. В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.

Наиболее распространенные определения гласят, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, или, в несколько иной редакции, осуществляемый знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванный потребностями совместной деятельности. Здесь понятие «общение» рассматривается как вторичное по отношению к категории деятельности.

Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивой традицией марксистской психологии, восходящей еще к работам Ф.Энгельса и продолжающей сохраняться по сей день. В современных работах она находит выражение в том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». При этом подчеркивается, что общение целесообразно рассматривать в двух планах: как сторону совместной деятельности и как ее продукт.

Категория «общение» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение необязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Анкетирование, проведенное на факультете довузовской подготовки Самарского государственного аэрокосмического университета в 2003/04 учебном году (выборка составила 62 человека), показало, что главную цель обучения слушатели видят в получении комплексных знаний, необходимых для поступления и обучения в вузе (53%); в умении правильно определиться в выборе профессии (35%) и лишь 12% обучаемых осознают, что одной из главных целей обучения является формирование навыков межличностного общения. Кроме того, было выявлено, что слушатели испытывают дефицит общей эрудиции, этики; они зачастую неспособны в нужный момент изменить свою программу действий, поведения; у большинства отсутствуют интерес к дискуссии и диалогу, навыки выступления перед аудиторией. Большая часть их характеризуется чрезвычайно низкой культурой речи, что существенно снижает познавательную активность и не позволяет в должной мере использовать свои возможности и способности.

Следуя мысли известных ученых А.А.Бодалева, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, утверждающих, что общение - это спутник человеческой деятельности и определяющий фактор развития личности, основной задачей развития межличностной коммуникации у будущих специалистов являются достижения социальной общности обучаемых при сохранении индивидуальности каждого.

Таким образом, коммуникативный компонент готовности к поступлению и обучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как адекватное поведение в группе и с преподавателями. При оценке готовности к поступлению и обучению в вузе за критерий коммуникативного компонента будем принимать уровень общительности-коммуникабельности выпускника.

Страницы: 1 2 3 4

Психосексуальная теория Фрейда
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии ...

Разрешение невротических конфликтов
Чем больше человек осознает, какие бесконечно опасные конфликты разрушают личность, тем более настоятельной является потребность подлинного разрешения. Хорни считает, что существует только один путь: конфликты разрешаются только изменением тех внутренних условий личности, которые привели к их возникновению[5]. Целью терапии может быть ...

Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде ...