Информация » Исследование готовности поступления в ВУЗ » Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Страница 2

Выпускники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивая способность к терпению. Уже в старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность в юношеском возрасте приобретает характер целеустремленности. По данным В.К.Кузьменкова, 72% выпускников школ стремились упражняться в развитии у себя «силы воли». При этом 42% учащихся отметили, что не справились с этой задачей. Особенно трудно им было воспитать у себя выдержку, терпение, самообладание, настойчивость и упорство в достижении цели. Отсюда становится ясно, насколько велика роль разработки психолого-педагогических способов развития воли.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная с таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и, кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, порождающая необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление «силы» воли).

Проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики для тренировки способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Подобно другим видам психической деятельности, воля - процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения. Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных - врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его, - писал И.П. Павлов, -всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». В свою очередь волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

По мнению В.А.Крутецкого, волевые черты характера (так автор называет волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям.

Таким образом, эмоционально-волевой компонент готовности к поступлению и обучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как ответственность слушателя за подготовку к поступлению в вуз; уверенность в успехе дальнейшего обучения; самооценку собственной подготовленности по результатам обучения на подготовительных курсах; самоконтроль.

Выявленная значимость эмоционально-волевого компонента позволяет нам считать, что критерием готовности к поступлению и обучению в вузе выпускников является психологическая подготовленность (В. А. Иванников), под которой следует понимать функциональное состояние организма, обеспечивающее ответственность выпускника за подготовку к поступлению в вуз и уверенность в успехе дальнейшего обучения, показателем последней будет являться самооценка личности слушателя.

Мотивационный компонент. Важнейшим фактором готовности к поступлению и успешному обучению в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи.

Страницы: 1 2 3 4

Факторы эмоциональной регуляции личности подростка
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающи ...

Предупреждение психосоматических расстройств
Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудн ...

Методологический автоматизм — актуальная национальная задача
Стратификация отчуждает концептуальный субъект, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Контраст понимает эгоцентризм, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Самонаблюдение гомогенно осознаёт эмпирический интеракционизм в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит ...