Информация » Исследование готовности поступления в ВУЗ » Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Страница 1

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи.

Динамическая структура состояния психологической готовности к поступлению в ВУЗ - это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1. Мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2. Познавательные - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3. Эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4. Волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

5. Коммуникативные - готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.

Процесс формирования состояния психологической готовности к поступлению в ВУЗ представляют собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

- осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;

- осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;

- осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение, вера в успешное достижение цели.

Рассмотрим эмоционально-волевой, мотивационный и коммуникативный компоненты готовности к поступлению и обучению в вузе.

Эмоционально-волевой компонент. Волевые качества, как утверждает В. А.Иванников, могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. Имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и как его постоянные (инвариантные) характеристики, т.е. личностные свойства, утверждают В.А.Иванников и Е.В.Эйдман. Волевые качества отражают существование воли, потому что эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность - «силу воли». Разные авторы выделяют от десяти до тридцати четырех волевых свойств личности (Н.Ф.Добрынин, В.К.Канин, С.А.Петухов, А.Ц.Пуни).

«У каждого человека волевые качества выступают как целостная единая система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому совокупность волевых качеств нужно рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой», - считает А.Ц.Пуни. Та или иная совокупность волевых качеств, как полагает А.Ц.Пуни, определяется устойчивыми, объективными условиями конкретного вида деятельности. Ими определяются, прежде всего, волевые качества, с развитием которых связан успех преодоления препятствий, типичных для данного вида деятельности.

В юношеском возрасте механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности (А.И.Высоцкий). Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна
Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских ...

Функции общения
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме. Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте ег ...

Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности.
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник. В лечебной деятельности формируется особая связь ...