Информация » Психология как наука » Основные методы психологических исследований

Основные методы психологических исследований
Страница 1

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, позволяющие выявлять закономерности изучаемых явлений.

«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» С.Л. Рубинштейн.

Определение:

Метод - это способ научного познания какой-либо реальности (в психологии – психической).

По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Предпочтение того или иного метода в психологии отражает методологические установки исследователя.

Методология - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности исследователя. Она определяет парадигму познания в психологии. Существует две основные традиции, парадигмы психологических исследований – естественнонаучная и гуманитарная.

Парадигма – это методологическая установка исследователя.

Естественно-научная парадигма – ориентирована на выявление закономерностей и законов путем внешнего наблюдения и эксперимента. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов.

Гуманитарная парадигма - ориентирована на познание человека не как объекта, а как субъекта, т.е. признание его уникальности, неповторимости и абсолютной ценности.

В настоящее время наблюдается сближение различных подходов к психологическому исследованию.

Вывод: выбор метода исследования зависит от методологической ориентации исследователя и от задач, которые ставятся в исследовании.

В современной психологии методы исследования условно делятся на объективные методы, описательные методы (субъективные), методы психологической помощи (в данной лекции не рассматриваются) и метанаучные методы (Рис.3).

А) Объективные методы психологических исследований.

Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими людьми.

Объективные методы - методы, которые позволяют получать результаты, не зависящие от личности исследователя. К числу их относятся:

Разновидность наблюдения – внешнее наблюдение.

Метод внешнего наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение как научный метод должен отвечать следующим требованиям:

оно должно быть избирательным, то есть исходить из четко поставленной цели;

оно должно быть плановым и систематическим, то есть строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени;

должно быть полным, то есть необходимо как можно более подробно фиксировать изучаемое поведение.

Эксперимент.

Метод эксперимента как один из основных методов психологии предназначен для того, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.

С.Л. Рубинштейн выделил четыре основные особенности эксперимента.

Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию.

Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.

В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.

В-четвертых: эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют четыре вида психологического эксперимента.

1. Лабораторный, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применение специальной аппаратуры и приборов.

2. Естественный, протекающий в естественных условиях жизнедеятельности человека Идея естественного эксперимента принадлежит известному русскому врачу и психологу А.Ф.Лазурскому (1874 — 1917).

3. Констатирующий, является составной частью психолого-педагогического эксперимента, имеющий целью констатировать наличный уровень развития интересующей экспериментатора сферы психики испытуемого, с тем, чтобы впоследствии иметь возможность видеть развивающий эффект.

4. Формирующий эксперимент - это метод исследования психического развития детей в условиях специально-организованного экспериментального педагогического процесса. Формирующий эксперимент является основным методом отечественной педагогической психологии.

Тестирование, используется в целях психодиагностики, для распознания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. В педагогической практике используются тесты способностей для дифференциации учащихся по интересам, склонностям и способностям, тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, умениями и навыками, проективные тесты – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под ней понимается обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий.

Страницы: 1 2

Методика "Паровозик" (выявление тревожности)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Инструкция: Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, корич ...

Лидерство как объект философских и социально-психологических исследований.
Лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом. В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффективного руководства и управления группой (будь то организация, политическое объединение). Проблема ли ...

Потребности как социально-психологическая характеристика личности
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: ¨ биологические (витальные) ¨ информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются лег ...