Информация » Психология как наука » Основные методы психологических исследований

Основные методы психологических исследований
Страница 2

Опрос как метод современной психологии используется в трех формах.

Анкетирование — сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов.

Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.

Интервью — получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер.

Анализ результатов деятельности.

Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности.

Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются с помощью математико-статистических методов.

Общее представление о методах моделирования.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

Основные субъективные методы психологии.

Разновидности наблюдения (включенное наблюдение, самонаблюдение, самоотчет).

Самонаблюдение представляет собой наблюдение человека (или исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

Самоотчет – словесный или письменный отчет человека о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным планом.

Включенное наблюдение – метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным, пристрастным.

Эмпатическое слушание.

Метод проникновения во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).

Идентификация.

Это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

Диалогическая беседа.

Метод познания другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.

Биографический метод.

Интуиция.

Познание по аналогии.

Герменевтика.

Метод познания через истолкование сложных и трудных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла.

Таким образом субъективные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.

Страницы: 1 2 

Смысл, заложеннный в словосочетаниях «Субьект деятельности», «Субъект общения», «Субъект труда». Понятие «Субъект деятельности»
В одной из традиций отечественной психологии - в деятельностном подходе категория субъекта соотносима с категорией деятельности. В теории деятельности А. Н. Леонтьева построена структурная модель деятельности, согласно которой деятельность соотносится с мотивом, действие - с целью, операция - с условиями. Согласно этой модели, субъект - ...

Особенности основных свойств внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью
С точки зрения В.Г. Петровой и И.В.Белякова, они выделяют следующие особенности основных свойств внимания учащихся специальных школ 8 вида. Установлено, что объем внимания у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью низкий, так как ограничивается 1-2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2-3 объекта). Однако при опр ...

Типы характеров людей.
Под типологией хара­ктеров понимают классификацию типов характеров, кото­рые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, и они могут сочетаться друг с другом в личности че­ловека различными способами. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно допол­няющие черты характера человека, скаже ...