Информация » Психология как наука » Основные методы психологических исследований

Основные методы психологических исследований
Страница 2

Опрос как метод современной психологии используется в трех формах.

Анкетирование — сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов.

Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.

Интервью — получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер.

Анализ результатов деятельности.

Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности.

Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются с помощью математико-статистических методов.

Общее представление о методах моделирования.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

Основные субъективные методы психологии.

Разновидности наблюдения (включенное наблюдение, самонаблюдение, самоотчет).

Самонаблюдение представляет собой наблюдение человека (или исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

Самоотчет – словесный или письменный отчет человека о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным планом.

Включенное наблюдение – метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным, пристрастным.

Эмпатическое слушание.

Метод проникновения во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).

Идентификация.

Это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

Диалогическая беседа.

Метод познания другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.

Биографический метод.

Интуиция.

Познание по аналогии.

Герменевтика.

Метод познания через истолкование сложных и трудных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла.

Таким образом субъективные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.

Страницы: 1 2 

Влияние учебной деятельности на формирование познавательной потребности. Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии мышления, исследовательской активности и способностей ребенка. Основная часть диалогов, непосредственно направленных на познавательное развитие, осуществляется теперь в рамках школьного коллектива, на уроках. Основным инициатором диалогов на уроках является учитель, то есть иниц ...

Предпринимательство как поведение
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и дух ...

Защитные механизмы поведения
Динамика личности во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой, жаждущего – водой. Помимо этой роли источника обеспечения – внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворят ...