Информация » Психология как наука » Основные методы психологических исследований

Основные методы психологических исследований
Страница 2

Опрос как метод современной психологии используется в трех формах.

Анкетирование — сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов.

Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.

Интервью — получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер.

Анализ результатов деятельности.

Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности.

Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются с помощью математико-статистических методов.

Общее представление о методах моделирования.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

Основные субъективные методы психологии.

Разновидности наблюдения (включенное наблюдение, самонаблюдение, самоотчет).

Самонаблюдение представляет собой наблюдение человека (или исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

Самоотчет – словесный или письменный отчет человека о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным планом.

Включенное наблюдение – метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным, пристрастным.

Эмпатическое слушание.

Метод проникновения во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).

Идентификация.

Это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

Диалогическая беседа.

Метод познания другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.

Биографический метод.

Интуиция.

Познание по аналогии.

Герменевтика.

Метод познания через истолкование сложных и трудных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла.

Таким образом субъективные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.

Страницы: 1 2 

Экзистенциальная психотерапия
Одним из распространенных (особенно среди творческой интеллигенции) видов гуманистической психотерапии является экзистенциальная психотерапия. Как следует из названия, данная терапия возникла на базе идей куда более известного соответствующего философского направления — экзистенциализма. Экзистенциализм возник из творческого соединения ...

От «образа мира» к «концептуальной системе личности»
Многозначное понятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитической психологии C.G. Jung. Образ мира, в его концепции, предстает динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, к ...

Семья как источник психического здоровья ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...