Информация » Этапы становления личности профессионала » Исследование мотивации личности профессионалаю Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала

Исследование мотивации личности профессионалаю Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала
Страница 1

Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. На это время приходится очень важный этап, характеризующийся вхождением человека в профессию, становлением будущего специалиста, профессионала.

Считается, что профессия накладывает на человека неизгладимый след. Профессионал – это развивающаяся личность, которая обладает высокой профессиональной квалификацией и компетентностью, разнообразием навыков и умений, а также включает в себя высокий уровень профессионально важных качеств или личностно-деловых качеств, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.

На каждом из этапов становления личности профессионала присутствует компонент, который является внутренним побуждением человека к деятельности – его мотивация. Мотивация направляет человека, движет его к цели, способствует его развитию. А.А. Бодалев отмечает, что «настоящий профессионал всегда встречается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [1, с.74].

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации личности профессионала.

В начале курсовой работы была выдвинута гипотеза: человек как личность может стать профессионалом в том случае, если у нее присутствует мотивация к будущей деятельности. Вследствие проведенной исследовательской работы данная гипотеза нашла свое подтверждение.

Систематизируя работу по изучению данной проблемы, был разработан следующий план:

1. проведение констатирующего этапа и обработка результатов исследования;

2. проведение формирующего этапа;

3. проведение контрольного этапа и обработка результатов исследования;

4. сравнение данных констатирующего этапа с данными контрольного этапа.

Констатирующий этап позволяет выявить присутствует ли мотивация у студентов, а полученные в ходе его данные – сформулировать задачи и содержание работы на втором этапе.

Считается, что за последние 10 лет мотивация у студентов претерпела некоторые изменения. На сегодняшний день очень часто молодежь идет учиться в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить профессиональные знания, умения и навыки, стать специалистом, а для того, чтобы получить диплом об окончании ВУЗа. Таким способом человек сам толкает себя на то, что полноценно и эффективно работать он уже не сможет, а значит, имеется большая вероятность, что у него не будет возможности самореализоваться, проявить свой потенциал в профессиональной деятельности. Данная тенденция, на наш взгляд, представляет собой не очень хорошую перспективу формирования и развития будущих специалистов, профессионалов. Сохранилась ли эта тенденция на сегодняшний день, мы решили проверить на первом этапе нашей работы.

Для того, чтобы выяснить присутствует ли мотивация у студентов, мы провели опрос о потребности и необходимости той профессии, на которую они учатся. Так, 36,4 % опрошенных студентов (1-ый курс) показали на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении «прагматический» мотив – студенты в наибольшей степени руководствуются тем фактом, который для них является более значимым – получение диплома. Надо отметить, что уже на 2-ом и последующих курсах обучения у студентов (55,3%) появляются «профессиональные» мотивы, например, такие как «стать высококвалифицированным специалистом» и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Лишь 8,3% опрошенных не считают наличие мотивации необходимым условием успешности профессиональной деятельности.

   

36,4% 55,3% 8,3%

Рис.1. Результаты опроса студентов с 1-го по 5-ый курс на

констатирующем этапе

По итогам проведенного исследования выяснилось, что мотивация

присутствует не у всех студентов, поэтому был сделан вывод о необходимости проведения последующей работы.

Страницы: 1 2

Экстравертированный (конформный) тип.
Особенности общения и поведения. Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумывания. В обществе с друзьями и в семье уступает лидерство другому. Черты, привлекательные для с ...

Информационная война против России
Российско-грузинская война включала в себя жёсткое информационное противоборство на международной арене. По оценке абсолютного большинства обозревателей и экспертов, Россия, имея полную поддержку населения внутри страны, одержав убедительную победу на поле боя, тем не менее, проиграла информационную войну Грузии (по крайней мере, в крат ...

Этапы психологического исследования
1 этап подготовительный Формулировка задачи Определение объекта Предмет исследования исследования Кого изучать? Что изучать? (возраст, пол. (Особенности личности социальные ребенка и его психические условия воспитания) процессы) Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность д ...