Исследование мотивации личности профессионалаю Методика
проведения исследования по изучению мотивации личности профессионалаСтраница 1
Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. На это время приходится очень важный этап, характеризующийся вхождением человека в профессию, становлением будущего специалиста, профессионала.
Считается, что профессия накладывает на человека неизгладимый след. Профессионал – это развивающаяся личность, которая обладает высокой профессиональной квалификацией и компетентностью, разнообразием навыков и умений, а также включает в себя высокий уровень профессионально важных качеств или личностно-деловых качеств, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.
На каждом из этапов становления личности профессионала присутствует компонент, который является внутренним побуждением человека к деятельности – его мотивация. Мотивация направляет человека, движет его к цели, способствует его развитию. А.А. Бодалев отмечает, что «настоящий профессионал всегда встречается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [1, с.74].
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации личности профессионала.
В начале курсовой работы была выдвинута гипотеза: человек как личность может стать профессионалом в том случае, если у нее присутствует мотивация к будущей деятельности. Вследствие проведенной исследовательской работы данная гипотеза нашла свое подтверждение.
Систематизируя работу по изучению данной проблемы, был разработан следующий план:
1. проведение констатирующего этапа и обработка результатов исследования;
2. проведение формирующего этапа;
3. проведение контрольного этапа и обработка результатов исследования;
4. сравнение данных констатирующего этапа с данными контрольного этапа.
Констатирующий этап позволяет выявить присутствует ли мотивация у студентов, а полученные в ходе его данные – сформулировать задачи и содержание работы на втором этапе.
Считается, что за последние 10 лет мотивация у студентов претерпела некоторые изменения. На сегодняшний день очень часто молодежь идет учиться в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить профессиональные знания, умения и навыки, стать специалистом, а для того, чтобы получить диплом об окончании ВУЗа. Таким способом человек сам толкает себя на то, что полноценно и эффективно работать он уже не сможет, а значит, имеется большая вероятность, что у него не будет возможности самореализоваться, проявить свой потенциал в профессиональной деятельности. Данная тенденция, на наш взгляд, представляет собой не очень хорошую перспективу формирования и развития будущих специалистов, профессионалов. Сохранилась ли эта тенденция на сегодняшний день, мы решили проверить на первом этапе нашей работы.
Для того, чтобы выяснить присутствует ли мотивация у студентов, мы провели опрос о потребности и необходимости той профессии, на которую они учатся. Так, 36,4 % опрошенных студентов (1-ый курс) показали на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении «прагматический» мотив – студенты в наибольшей степени руководствуются тем фактом, который для них является более значимым – получение диплома. Надо отметить, что уже на 2-ом и последующих курсах обучения у студентов (55,3%) появляются «профессиональные» мотивы, например, такие как «стать высококвалифицированным специалистом» и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Лишь 8,3% опрошенных не считают наличие мотивации необходимым условием успешности профессиональной деятельности.
36,4% 55,3% 8,3%
Рис.1. Результаты опроса студентов с 1-го по 5-ый курс на
констатирующем этапе
По итогам проведенного исследования выяснилось, что мотивация
присутствует не у всех студентов, поэтому был сделан вывод о необходимости проведения последующей работы.
Психологическая помощь разведенным партнерам
Одним из отличий консультирования разведенных от других проблем психологической коррекции является более ярко выраженная информирующая позиция консультанта. Важно также, чтобы психолог был осведомлен в различных юридических аспектах проблемы развода (Алешина Ю., 2009).
Основные направления консультирования разведенных партнеров:
1. Пр ...
Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение. Личностные
проблемы человека и суицидальное поведение
Обыденное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. По данным Московского НИИ психиатрии, на уче ...
Физиологический и культурно-специфический аспект
невербальной коммуникации. Особенности
невербального поведения
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринима ...