Информация » Лидерство в группе » Теории лидерства. Понятие о лидерстве, трансформирующем действительность

Теории лидерства. Понятие о лидерстве, трансформирующем действительность
Страница 1

В современной психологии существует достаточно большое количество теорий лидерства именно в виду необычайно практической значимости данной проблемы.

Все многообразвие теорий может быть представлено в виде 3-х групп:

1.

Ситуационные теории. Лидер – как член группы, который выдвигается в процессе взаимодействия членов группы для организации группы на решение конкретной задачи. (Форверг М., Гибш Г.)

2. Теории черт лидера

К. Бэрд - основатель американской школы политической элиты в 1949 г составил список из 79 черт.

Р. Строгдилл (1948) и Р.Манн (1959) изучая качества лидеров, систематизировали их, объединив в 5 групп: - интеллект, доминирование, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела.

В последующем неоднократно проводились исследования, направленные на уточнение списка черт, определяющих предрасположенность к лидерству. Среди этих черт наиболее значимыми считаются интеллект; нравственная сила, или сила «Я»; влияние на окружающих или доминирование; целостность характера; социальная смелость; предприимчивость, отсутствие консерватизма; общительность, проницательность, эмпатия; сила воли, управление своим поведением, эмоциональная устойчивость, умение сформировать облик организации, умение хвалить).

3.Синтетические теории постулируют значимость соответствия черт лидера требованиями ситуации, в которых проявляются лидерские качества.

4. Поведенческие теории (особенно популярны в менеджменте) – изучают лидерское поведение.

К новым теориям лидерства, появившимся в конце 20 столетия, может быть отнесена теория о лидерства, трансформирующем действительность. Представляя эту теорию, мы используем материалы статьи Д.Дайл, Дж.Канжеми, К.Ковальски Трансформирующее действительность лидерство// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т.1. № 1 С.76-109.).

Данный термин был введен Дж.Мак-Грегором Бернзом. Лидерство высшего уровня - трансформирующее действительность лидерство - имеет место, когда лидер расширяет интересы подчиненных, когда он генерирует в них осознанность и принятие целей и задач группы, когда он пробуждает в них стремление смотреть за пределы собственных интересов ради блага всей группы.

Лидеры могут достигнуть этого несколькими способами. Трансформирующее лидерство может быть определено по нескольким основным признакам и некоторым второстепенным. Основные признаки рассматриваются ниже.

Изменяющие действительность лидеры обладают харизмой. Они дают подчиненным понимание цели, возбуждают в них гордость, вызывают к себе уважение и доверие (Bass, 1990). Такие лидеры провидят будущее, показывают, как оно может быть достигнуто, подают пример, устанавливают высокие стандарты, демонстрируют уверенность в себе и решимость.

Они источают оптимизм и энтузиазм, ободряют подчиненных. Харизма трудно поддается определению, однако такие лидеры характеризуются энергией, уверенностью в себе, решительностью, интеллектом, ораторским искусством и выраженными личностными идеалами (Bass, 1990). Они предпочитают личное общение и проявляют готовность делиться полномочиями. Б. Басе проводит четкую границу между настоящей и ложной харизмой. Он называет незрелого, склонного к самовосхвалению претендента на обладание харизмой псевдотрансформирующим лидером. Такой лидер может казаться вдохновляющим, однако на саном деле он очень своекорыстен и ненадежен. Вопрос о том, какие именно этические и моральные факторы отличают истинную и ложную хари) му, требует дальнейшего изучения.

Трансформирующие действительность лидеры обеспечивают воодушевление. Они передают своим последователям высокие ожидания, используют символы для сосредоточения усилий, выражают важные цели понятно и доходчиво (Bass, 1990).

Трансформирующие лидеры обеспечивают интеллектуальную стимуляцию. Они поощряют интеллигентность, рациональность, тщательное решение задач (Bass, 1990). Такие лидеры помогают последователям делаться более креативными и склонными к инновациям. Они подвергают сомнению старые взгляды и старые парадигмы, поощряют создание новых перспектив и способов действий, возникновение новых идей.

Страницы: 1 2 3

Классификация потребностей
Когда мы переходим к более детальному рассмотрению потребностей, это, прежде всего, относится к человеческим потребностям, трудности открываются уже при попытках классификации потребностей. Они многообразны и очень изменчивы. Как их классифицировать? Первый шаг наукопознания - классификация. Надо сказать, что сколько-нибудь устойчивой к ...

Психические особенности личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, доби ...

Теории интеллекта
Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них. В первую очеред ...