Информация » Лидерство в группе » Теории лидерства. Понятие о лидерстве, трансформирующем действительность

Теории лидерства. Понятие о лидерстве, трансформирующем действительность
Страница 1

В современной психологии существует достаточно большое количество теорий лидерства именно в виду необычайно практической значимости данной проблемы.

Все многообразвие теорий может быть представлено в виде 3-х групп:

1.

Ситуационные теории. Лидер – как член группы, который выдвигается в процессе взаимодействия членов группы для организации группы на решение конкретной задачи. (Форверг М., Гибш Г.)

2. Теории черт лидера

К. Бэрд - основатель американской школы политической элиты в 1949 г составил список из 79 черт.

Р. Строгдилл (1948) и Р.Манн (1959) изучая качества лидеров, систематизировали их, объединив в 5 групп: - интеллект, доминирование, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела.

В последующем неоднократно проводились исследования, направленные на уточнение списка черт, определяющих предрасположенность к лидерству. Среди этих черт наиболее значимыми считаются интеллект; нравственная сила, или сила «Я»; влияние на окружающих или доминирование; целостность характера; социальная смелость; предприимчивость, отсутствие консерватизма; общительность, проницательность, эмпатия; сила воли, управление своим поведением, эмоциональная устойчивость, умение сформировать облик организации, умение хвалить).

3.Синтетические теории постулируют значимость соответствия черт лидера требованиями ситуации, в которых проявляются лидерские качества.

4. Поведенческие теории (особенно популярны в менеджменте) – изучают лидерское поведение.

К новым теориям лидерства, появившимся в конце 20 столетия, может быть отнесена теория о лидерства, трансформирующем действительность. Представляя эту теорию, мы используем материалы статьи Д.Дайл, Дж.Канжеми, К.Ковальски Трансформирующее действительность лидерство// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т.1. № 1 С.76-109.).

Данный термин был введен Дж.Мак-Грегором Бернзом. Лидерство высшего уровня - трансформирующее действительность лидерство - имеет место, когда лидер расширяет интересы подчиненных, когда он генерирует в них осознанность и принятие целей и задач группы, когда он пробуждает в них стремление смотреть за пределы собственных интересов ради блага всей группы.

Лидеры могут достигнуть этого несколькими способами. Трансформирующее лидерство может быть определено по нескольким основным признакам и некоторым второстепенным. Основные признаки рассматриваются ниже.

Изменяющие действительность лидеры обладают харизмой. Они дают подчиненным понимание цели, возбуждают в них гордость, вызывают к себе уважение и доверие (Bass, 1990). Такие лидеры провидят будущее, показывают, как оно может быть достигнуто, подают пример, устанавливают высокие стандарты, демонстрируют уверенность в себе и решимость.

Они источают оптимизм и энтузиазм, ободряют подчиненных. Харизма трудно поддается определению, однако такие лидеры характеризуются энергией, уверенностью в себе, решительностью, интеллектом, ораторским искусством и выраженными личностными идеалами (Bass, 1990). Они предпочитают личное общение и проявляют готовность делиться полномочиями. Б. Басе проводит четкую границу между настоящей и ложной харизмой. Он называет незрелого, склонного к самовосхвалению претендента на обладание харизмой псевдотрансформирующим лидером. Такой лидер может казаться вдохновляющим, однако на саном деле он очень своекорыстен и ненадежен. Вопрос о том, какие именно этические и моральные факторы отличают истинную и ложную хари) му, требует дальнейшего изучения.

Трансформирующие действительность лидеры обеспечивают воодушевление. Они передают своим последователям высокие ожидания, используют символы для сосредоточения усилий, выражают важные цели понятно и доходчиво (Bass, 1990).

Трансформирующие лидеры обеспечивают интеллектуальную стимуляцию. Они поощряют интеллигентность, рациональность, тщательное решение задач (Bass, 1990). Такие лидеры помогают последователям делаться более креативными и склонными к инновациям. Они подвергают сомнению старые взгляды и старые парадигмы, поощряют создание новых перспектив и способов действий, возникновение новых идей.

Страницы: 1 2 3

Способности и задатки
В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности". Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способно ...

Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов. Особенности памяти умственно отсталых школьников
Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном ...

Внутренняя замкнутость
Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх - Я" (это действительно так), но тогда мы имеем все основания утверждать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальн ...