Социотипы личности.Страница 1
1) Логико-сенсорные рациональные способности на основе экстравертной (деловой) логики. Интеллект в его классическом понимании не как изобретательство и творчество, а как практичность, ориентация на факты, умение анализировать и замечать незначительные детали, последовательность и воля в поиске правильного решения. Представитель – Штирлиц (Шерлок Холмс). Девиз: «Мне можно доверять, я никогда никого не подведу» Проявляются в умении скрупулезно концентрироваться на задачах, оптимизировать алгоритм решения, совершенствовать уже известные способы, проверять и перепроверять самого себя и других, в спокойном отношении к большому числу чисел и фактов, точным и естественным наукам. Предназначение ТИМа – максимально точное сохранение и воспроизведение достигнутого человечеством в данной области опыта и избегание всего нового и непроверенного. Лучше работает в предсказуемых повторяющихся условиях. Одаренность в плане выдающейся ориентации в нормах и правилах поведения, законах, алгоритмах действий. Лучше всех остальных ТИМов составит инструкцию, предписывающую четкий алгоритм действий в той или иной ситуации. Проблемные стороны – неумение ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, нелюбовь к выдумыванию нового (классическое понимание творческих способностей), предположениям и обобщениям, неразвитое чувство времени – Штирлиц часто «застревает» в мелочах и не успевает закончить выполнение задачи к сроку.
В криминальной иерархии, как правило, занимают высокие места. Их преступления – сплав высочайшего профессионализма, основанного на использовании технических средств, грамотного (рационального и сверхрационального) руководства группой с одной стороны, и консерватизма с другой. Однажды наработанный алгоритм будет использоваться всегда, а любые изменения – это только совершенствование, шлифовка до зеркального блеска. Стремятся составить подробный план преступления и не отступают от него. Продумывают каждую мелочь. Это образ преступника в изображении Р. Де Ниро.
2) Этико-интуитивные рациональные способности на основе интроверсии. ТИМ – Достоевский (Доктор Ватсон). Духовно-ценностная одаренность. Девиз: «Я люблю всех людей» Проявляется как выдающиеся способности в этике отношений – определении тонкостей взаимоотношений между людьми, умении сглаживать противоречия и разрешать конфликты, подстраиваясь под партнера, выявлять нравственные категории и критерии и оценивать мир с этих позиций. Предназначение ТИМа в социуме – гуманизация отношений, их индивидуализация (личностно-ориентированная педагогика), определение морально-этических ориентиров развития. Обратная сторона достоинств – недостатки типа. Достоевский не умеет противостоять чужой воле, защищать территорию, часто имеет повышенную тревожность и боязливость.
В одиночку криминальной деятельностью не занимаются, - только в составе группы, и подчиняясь общему настрою. Незаменимы в качестве гармонизаторов отношений в группе. Типичный образ – Трус из «Кавказской пленницы».
3) Интуитивно-этические иррациональные способности на основе экстраверсии. ТИМ – Гексли. Девиз: «Я неподражаем и неповторим. Я – сама оригинальность» Одаренность в данном ТИМе относится к художественно-гуманитарным. Проявляется как выдающиеся способности в сфере изыскания новых способов работы с людьми в разнообразных коллективах и условиях, мотивирования людей на ту или иную деятельность, определения целостного понимания их наличных способностей и возможностей. Как высокое умение строить отношения с людьми как обмен эмоциями, умение разбираться, на каком языке строить общение и какой результат наиболее вероятен. Проблемные стороны – структурная логика – ему трудно осваивать математические теории и выделять общие закономерности, и волевая сенсорика – территориальность, воля. Как иррационал, Гексли часто бросает задания недоделанными, может параллельно заниматься различными задачами.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что пед ...
Трудные ситуации и психическое здоровье
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослы ...
Современные теории и модели
стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности
В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называем ...