Информация » Познавательные процессы личности » Психологическая характеристика ощущения и восприятия

Психологическая характеристика ощущения и восприятия
Страница 1

Все, что мы знаем об окружающем нас мире и о самих себе, так или иначе прошло через наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения".

Ощущения- это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Ощущения являются основными каналами, по которым информация из внешнего мира доходит до мозга. Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны, - субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей.

Физиологической основой ощущений являются анализаторы, включающие:

рецепторы (глаз, ухо и др.), нервные пути и соответствующий участки мозга. В состав любого ощущения входит движение (сужение сосуда, поворот глаз и др.).

По традиции считается, что у человека пять видов ощущений: слух, зрение, обоняние, вкус и кожная чувствительность. Между тем, только на коже есть органы для восприятия: прикосновения, давления, тепла, холода, боли. Посчитано, что на 1 см кожной поверхности находится 100 - 200 болевых точек, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых, около 25 точек, воспринимающих прикосновение. Эти точки распределены по телу неравномерно - их значительно больше на кончиках пальцев.

Для возникновения ощущений необходимо, чтобы сила раздражителя была определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение - нижний порог ощущения. Максимальная величина, при которой еще сохраняется данное ощущение - верхний порог ощущения. Пороги ощущений характеризуют чувствительность: чем ниже нижний порог, тем выше чувствительность.

Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает различные ощущения - порог различения. Для каждого вида ощущений величина порога различения более или менее постоянна (в весе - 1/30 первоначальной величины, в слуховых ощущениях - 1/10, в зрительных - 1/100). Величина порогов чувствительности зависит от многих причин, особенно от характера деятельности. Однако чувствительность может изменяться под влиянием приспособления организма к раздражителю. Это явление называется адаптацией. Особенно сильно развита она у тактильных ощущений (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд). Адаптация к болевым ощущениям выражена слабо, а очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это связано с биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма.

Для ощущений может быть характерна также повышенная чувствительность - сенсибилизация. Особенно она проявляется при взаимодействии анализаторов, а также при отсутствии или недостатке информации.

На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко снижают чувствительность анализаторов.

Страницы: 1 2 3

Иллюзии зрения.
Сколько раз дерево принималось за продолжение дороги, а тень от скалы — за поворот? Страховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть . Роже де ля Тай. Оптические иллюзии, или Алгебра невозможного. Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что сущес ...

Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни ...

Психологический портрет потребителя туристских услуг (на примере) по методике В. Сапруновой
Нечаев Андрей Васильевич: психологический портрет, определяемый[5] по одежде: "сверхцелеустремленный". Человек зациклен на какой-то идее и идет напролом, а потому энергичен, категоричен, независим. Он не следит за модой, хотя может вдруг одеться стильно, если это надо для достижения цели. Он покупает только ту одежду, что целе ...