Проблема бессознательного » Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.

Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику "свободных ассоциаций" и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие "комплекс", в том числе и "комплекс Электры", под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

В исследовании "Метаморфозы и символы либидо", он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выясниться, что Эдип еще не умер. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму "бессознательной деятельности души современного человека".

Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

- личного сознания,

- коллективного сознания,

- личного бессознательного,

- коллективного бессознательного.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал "разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа". "Коллективное бессознательное" представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие "архетипы". В общих чертах, "архетипы" образуют "наиболее древние и универсальные формы мышления", проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным "архетипом" личности является "самость", вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. "Самость" выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. "Архетипы", по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.

Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда. Цепочка: Инстинкт à Эмоции à Ощущения à Желания
Зигмунд Фрейд - австрийский учёный, который первый дал научное обоснование проблемам бессознательного. По определению Фрейда "бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма".[2] В результ ...

Традиционное лидерство
Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “ ...

Функции лидера ( по Емельянову):
1. Администратор – координирует деятельность группы. Наблюдает за исполнением. 2. Планировщик – разрабатывает методы, средства. При помощи которых группа достигает цели;, часто является единственным хранителем плана действий. 3. Политик. Устанавливает цели и основную линию поведения группы. 4. Эксперт. – к нему обращается группа как ...