Проблема бессознательного » Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.

Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику "свободных ассоциаций" и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие "комплекс", в том числе и "комплекс Электры", под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

В исследовании "Метаморфозы и символы либидо", он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выясниться, что Эдип еще не умер. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму "бессознательной деятельности души современного человека".

Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

- личного сознания,

- коллективного сознания,

- личного бессознательного,

- коллективного бессознательного.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал "разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа". "Коллективное бессознательное" представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие "архетипы". В общих чертах, "архетипы" образуют "наиболее древние и универсальные формы мышления", проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным "архетипом" личности является "самость", вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. "Самость" выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. "Архетипы", по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.

Ощущение
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность к ощущениям есть у всех жи ...

Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде ...

Описание и анализ составляющих имиджа Макарьевского монастыря
Для любого туристического объекта важны следующие составляющие имиджа: - местонахождение (административное, географическое, ландшафтное); - историческая, культурная, духовная ценность; - внешний вид объекта (его композиция, цвета, след старины и т.п.); - наличие завлекающих факторов (то, что отличает данное место от всех остальных). ...