Информация » Познавательные процессы личности » Психологическая характеристика ощущения и восприятия

Психологическая характеристика ощущения и восприятия
Страница 3

• осмысленность: восприятие всегда связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, отнесением его к определенной категории

• константность: относительное постоянство некоторых свойств воспринимаемых предметов при изменении условий восприятия

• избирательность: преимущественное выделение одних предметов или их признаков по сравнению с другими.

Восприятие непосредственно связано с прошлым опытом человека, его знаниями. Зависимость восприятия от прошлого опыта, направленности личности называется апперцепцией.

Различные виды восприятия различают в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора. Хотя каждое восприятие определяется деятельностью нескольких анализаторов, но значение их может быть неодинаковым, какой-либо из анализаторов является ведущим, а другие дополняют восприятие предмета.

Основой классификации восприятия, как и ощущений, является различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное восприятия. Однако это не исключает случаев, когда два или несколько анализаторов участвуют в восприятии в одинаковой степени. В таких случаях возникают сложные, комбинированные виды восприятия:

восприятие времени

- отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени тесно связано с особенностями деятельности: временные отрезки, заполненные интересной, эмоциональной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное с малозначимыми событиями, ожиданиями, - переоценивается. При оценке же прошедшего времени действует обратная закономерность: насыщенные отрезки времени вспоминаются как длительные, а «пустые» периоды, которые тянулись долго, кажутся промелькнувшими мгновениями. Меняется восприятие продолжительности времени в зависимости и от возраста: это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей больше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей возможны расхождения в их показаниях.

восприятие пространства

(отражение величины, формы, объемности и удаления предметов);

восприятие движений

(отражение удаленности предметов, скорости и направления их перемещения).

При восприятии пространственных свойств предметов в некоторых случаях возникают иллюзии - искаженное отражение действительности.

В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.

В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремиться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей необходимо выяснять не только, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.

Страницы: 1 2 3 

Постановка научной проблемы
Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации. Ставить вопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение. Теории в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, котор ...

Стили общения.
Семья как социокультурная среда воспитания. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребёнок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развит ...

Теоретический анализ понятия “развитие” в философии
Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова, т.к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе, на которое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности ...