Информация » Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений » Составить сравнительную характеристику направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология). Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (м

Составить сравнительную характеристику направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология). Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (м

Гештальтпсихология

Предмет: восприятие, интеллектуальная сфера животных, творческое мышление человека.

Метод: целостности.

Основные понятия: гештальт, целостное перцептивное поле, фигура, фон, прегиантность фигуры, проекция, интроекция.

Концептуальные положения: элементы психической жизни не сводятся к простой сумме ее составляющих. Новые стороны предметов обнаруживаются путем их мысленного включения в новые связи и отношения способом переструктурирования и придания им прегнантности. Психологической рост совершается при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровне: кмине, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва.

Появление и развитие гештальтпсихологии относится к началу 20 века.

Представители: В.Келер, К.Коффка, М. Ветхаймер.

Бихевиоризм

Предмет: поведение человека.

Метод: наблюдение за реакциями человека на определенные раздражители.

Основные понятия: стимул (S), реакция (R), паттерн поведения, подкрепление, закрепление, повторение, оперантное обусловливание.

Концептуальные положения: личность – сумма паттернов поведения, каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории, сознание «черный ящик», поведение человека является совокупностью двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на водействия (стимул) внешней среды.

Время и место появления: конец 19 – начало 20 веков, США.

Представители: Э.Торндтайк, Дж.Б.Уотсон, Б,Скиннер.

Психоанализ

Предмет: психика человека.

Методы: детерминизм и гипноз.

Основные понятия: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, Танатос, сознание, предсознание и бессознательное, сублимация, вытеснение, проекция, избегание.

Концептуальные положения: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. В бессознательном находятся основные детерминанты личности -= психическая энергия, побуждения и инстинкты, центральная часть личности почти бессознательна.

Время и место появления: конец 19 – начало 20 веков, Австрия, ГЕрмаия.

Представители: З,Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Вайнингер.

Гуманистическая психология

Предмет: самоактуализация личности.

Основные понятия: «Я-концепция», иерархия потребностей, конгруэнтность, самость, самокорректировка.

Метод: изучение человека как единое целое.

Концептуальные установки: 1) человек ответственен за свои поступки, 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывают внутреннюю сущность человека, 3) творчество является универсальной и неотъемлемой функцией человека, 4) изучать необходимо психически здорового человека, 5) невозможно в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных.

Время и место возникновения: 1950-е годы, США.

Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс.

Понятие исследовательской инициативности
Для понятия исследовательской инициативности более общим, родовым является понятие «инициативность». Под инициативностью понимается комплексное образование, включающее: а) активное творческое отношение личности к миру, основанное на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности; б) спос ...

Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у не ...

Четыре источника манипулирования
В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами. 1. Нами управляют наши потребности . 2. каждый из нас обладает какими-то слабостями . 3. Каждый характеризуется некими пристрастиями . 4. Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы . Все это может быть использовано (и используется!) манип ...