Информация » Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений » Составить сравнительную характеристику направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология). Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (м

Составить сравнительную характеристику направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология). Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (м

Гештальтпсихология

Предмет: восприятие, интеллектуальная сфера животных, творческое мышление человека.

Метод: целостности.

Основные понятия: гештальт, целостное перцептивное поле, фигура, фон, прегиантность фигуры, проекция, интроекция.

Концептуальные положения: элементы психической жизни не сводятся к простой сумме ее составляющих. Новые стороны предметов обнаруживаются путем их мысленного включения в новые связи и отношения способом переструктурирования и придания им прегнантности. Психологической рост совершается при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровне: кмине, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва.

Появление и развитие гештальтпсихологии относится к началу 20 века.

Представители: В.Келер, К.Коффка, М. Ветхаймер.

Бихевиоризм

Предмет: поведение человека.

Метод: наблюдение за реакциями человека на определенные раздражители.

Основные понятия: стимул (S), реакция (R), паттерн поведения, подкрепление, закрепление, повторение, оперантное обусловливание.

Концептуальные положения: личность – сумма паттернов поведения, каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории, сознание «черный ящик», поведение человека является совокупностью двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на водействия (стимул) внешней среды.

Время и место появления: конец 19 – начало 20 веков, США.

Представители: Э.Торндтайк, Дж.Б.Уотсон, Б,Скиннер.

Психоанализ

Предмет: психика человека.

Методы: детерминизм и гипноз.

Основные понятия: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, Танатос, сознание, предсознание и бессознательное, сублимация, вытеснение, проекция, избегание.

Концептуальные положения: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. В бессознательном находятся основные детерминанты личности -= психическая энергия, побуждения и инстинкты, центральная часть личности почти бессознательна.

Время и место появления: конец 19 – начало 20 веков, Австрия, ГЕрмаия.

Представители: З,Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Вайнингер.

Гуманистическая психология

Предмет: самоактуализация личности.

Основные понятия: «Я-концепция», иерархия потребностей, конгруэнтность, самость, самокорректировка.

Метод: изучение человека как единое целое.

Концептуальные установки: 1) человек ответственен за свои поступки, 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывают внутреннюю сущность человека, 3) творчество является универсальной и неотъемлемой функцией человека, 4) изучать необходимо психически здорового человека, 5) невозможно в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных.

Время и место возникновения: 1950-е годы, США.

Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс.

Эпикритические ощущения
Под эпикритическими ощущениями (греч. высший, поверхностный, подвергающийся сложной переработке) понимаются наиболее высокие виды ощущений, которые не носят субъективного характера, отделены от эмоциональных состояний, имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным инт ...

Экспериментальное изучение явления конформизма
В какой степени наши мнения зависят от мнений окружающих нас людей? Иными словами, насколько силен в нас импульс к социальному конформизму? Эти проблемы психология начала изучать с конца XIX века, когда ученых заинтересовала тема гипноза, рассматривавшаяся в работах французского врача Жана Мартина Шарко (учителя Зигмунда Фрейда). Психо ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6 – 7) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 – 7 лет. Школа берет на себя ответственность, через формы различных собеседований, определить готовность ребенка к начальному обучению. Поступивший в школ ...