Классификация потребностей
Страница 4

Вопреки распространенному мнению. Пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения базовых потребностей – способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет ещё одну, существующую параллельно иерархию потребностей – потребностей в познании. Включающую в себя "желание знать" и "желание понимать". "Даже после того, как мы что-либо узнаём, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой – стремимся расширить наши знания в области мировой философии, теологии и т.д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, икать связи и значения, создавать систему ценностей". [3; 71] Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а выступают на каждой её ступени.

Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, авторы известной работы "Поведение потребителей" модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая её к ранку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:

физиологические потребности;

потребности в безопасности и здоровье;

потребности в любви и дружбе;

потребность в финансовых ресурсах и стабильности;

потребность в удовольствии;

потребность в социальном имидже;

потребность в обладании;

потребность в информации;

потребность в разнообразии. [1; 257-267]

Заключение

Таким образом, потребность – некоторая вещь или некоторое состояние дел, которое в случае его наличия улучшило бы благосостояние организма. Она в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим (пищей), или она может включать социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения (достижение, престиж). А также потребность – это внутреннее состояние организма, который нуждается в вещи или состоянии дел.

Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т.д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.

Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как – то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, - вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Развитие конфликта в организации
Динамика конфликта стремительная. Его эскалация происходит быстро и не прогнозировано. При этом открываются в большей мере его деструктивные функции на межгрупповом и личностном уровне. Директор и редактор угрожают несогласным работникам штрафными санкциями вплоть до увольнения. При этом они не готовы пойти на такой решительный шаг, не ...

Предмет исследования
Что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутренн ...

Стратегии ведения переговоров
Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать переговоры: либо как продолжение борьбы другими средствами, либо как процесс разрешения конфликта с учетом интересов друг друга. В соответствии с этими подходами выделяются две основные стратегии ведении переговоров: 1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведен ...