Классификация потребностей
Страница 4

Вопреки распространенному мнению. Пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения базовых потребностей – способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет ещё одну, существующую параллельно иерархию потребностей – потребностей в познании. Включающую в себя "желание знать" и "желание понимать". "Даже после того, как мы что-либо узнаём, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой – стремимся расширить наши знания в области мировой философии, теологии и т.д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, икать связи и значения, создавать систему ценностей". [3; 71] Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а выступают на каждой её ступени.

Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, авторы известной работы "Поведение потребителей" модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая её к ранку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:

физиологические потребности;

потребности в безопасности и здоровье;

потребности в любви и дружбе;

потребность в финансовых ресурсах и стабильности;

потребность в удовольствии;

потребность в социальном имидже;

потребность в обладании;

потребность в информации;

потребность в разнообразии. [1; 257-267]

Заключение

Таким образом, потребность – некоторая вещь или некоторое состояние дел, которое в случае его наличия улучшило бы благосостояние организма. Она в этом смысле, может быть чем-то базовым и биологическим (пищей), или она может включать социальные и личностные факторы и происходить из сложных форм научения (достижение, престиж). А также потребность – это внутреннее состояние организма, который нуждается в вещи или состоянии дел.

Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т.д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.

Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как – то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, - вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Индивидуальная психология
Индивидуальная психология — это наука и искусство, которая исключает черствый и механический подход к индивиду, скоропалительные выводы и основывается на изучении различных симптомов и их взаимосвязей, интерпретации личности на основе объективных фактов, которые являются выражением ее целенаправленных стремлений. "Психическая жизнь ...

Познавательные процессы
Ощущение - психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. ...

Аттракция — конечная цель формирования положительного имиджа
Аттракция — (от франц. attraction — притяжение, и лат. attache — притягиваю к себе) вольное или невольное (последнее — чаще) психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации. Когда имиджмейкер формирует положительный имидж данного политика, то он ставит перед собой задачу сформировать у будущего электората психо ...