Классификация потребностей
Страница 2

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их происхождение и корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной историческим сложившейся культуры (вилка и ложка, палочки для еды), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения, человек приобретает различные культурные потребности. Если не удовлетворяются культурные потребности человека, он не погибнет (как это было при неудовлетворении естественных потребностей), но человеческое в нем жестоко пострадает.

Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество. Нельзя поставить на один уровень потребность достать интересную и содержательную книгу, которая направляет поиски и организует усилия одного молодого человека, и потребность раздобыть галстук особо модной расцветки - у другого. По своему уровню и сами эти потребности, и деятельность, ими порождаемая, оцениваются по-разному. Нравственно оправданная потребность человека - это потребность, которая отвечает требованиям общества, в котором он живет, соответствует принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное - мировоззрению. В нашем социалистическом обществе такими принципами и таким мировоззрением являются коммунистические моральные принципы и марксистско-ленинское мировоззрение.

По характеру своего предмета потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры: потребность в пище, одежде, жилища, предметах быта и т.д.; в духовных - зависимость от продуктов общественного сознания, они выражаются в усвоении духовной культуры. Человек испытывает потребность поделиться е другими своими мыслями и чувствами, читать газеты книги и журналы, смотреть кинофильмы в спектакли, слушать музыку и т.д. Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми. Возникшая на заре человеческого общества, потребность в общении, породившая язык как средство общения, была наряду с трудом главным стимулом превращения обезьяны в человека. Потребность в общении и сейчас остается важнейшим условием духовного развития человека.

Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями, и для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи (книги, газеты, писчая и нотная бумага, краски и т.д.), которые являются, в свою очередь, предметами материальных потребностей.

Итак, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету. Культурная по происхождению - может быть либо материальной, либо духовной по предмету. Таким образом, данная классификация охватывает величайшее многообразие потребностей, показывая их отношение к истории развития человеческого сознания и к объекту, на который они направлены.

Страницы: 1 2 3 4 5

Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Пов ...

Кризис тринадцати лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к ч ...

Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов
В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении. Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и ...