Классификация потребностей
Страница 3

"С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные. Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные)". [5; 131] Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в одну единую, логически взаимосвязанную систему.

Самая известная попытка систематизировать потребности – это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые, то есть основные, наиболее общие, фундаментальные он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными – социальными.

Вот эта знаменитая классификация:

физиологические потребности

потребность в безопасности

потребность в любви и принадлежности

потребность в уважении

потребность в самоактуализации.

Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся актуальными для человека после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потребность в безопасности, а затем – ощущает потребность в любви, после её удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчёркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные, потребности отходят для него на второй план. Так, инженер, учёный или художник, увлёкшись разработкой интересного проекта (т.е. занимаясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже физиологические потребности – например, питаться урывками и чем придётся. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полёт творческой фантазии не освободит человека от потребности есть, пить, дышать. Во взаимодействии потребностей разного уровня проявляется соотношение низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля и Маркса и некоторых других учёных 20в. Высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратно направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, установленных законами низшего. В применении к потребностям это выражается в том, что человеку необходимо удовлетворять свои физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и заниматься деятельностью высшего, более сложного порядка.

В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль экономического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса специально не рассматривает). "Существуют определённые условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе являются предварительными условиями удовлетворения базовых потребностей… Угроза этим свободам вызывает реакции. Чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базовых потребностей делается невозможным или, по крайней находится под серьёзной угрозой. <…> Секретность, цензура, обман, и блокирования коммуникаций угрожает всем базовым потребностям". [3; 68-69]. Следует, конечно, отметить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а своём развитом виде сложились только в современной западной цивилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Дефекты социального опыта.
Опыт в жизни людей (социально значимая их деятельность) усваивается по следующим основным каналам: 1. Через воспитание в семье. 2. Через общение в различных микро группах 3. Посредством восприятия средств массовой информации 4. Посредством специализированного обучения 5. Через личный опыт, приобретенный в деятельности. Надо сказат ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что пед ...