Классификация потребностей
Страница 3

"С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные. Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные)". [5; 131] Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в одну единую, логически взаимосвязанную систему.

Самая известная попытка систематизировать потребности – это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые, то есть основные, наиболее общие, фундаментальные он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными – социальными.

Вот эта знаменитая классификация:

физиологические потребности

потребность в безопасности

потребность в любви и принадлежности

потребность в уважении

потребность в самоактуализации.

Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся актуальными для человека после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потребность в безопасности, а затем – ощущает потребность в любви, после её удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчёркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные, потребности отходят для него на второй план. Так, инженер, учёный или художник, увлёкшись разработкой интересного проекта (т.е. занимаясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже физиологические потребности – например, питаться урывками и чем придётся. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полёт творческой фантазии не освободит человека от потребности есть, пить, дышать. Во взаимодействии потребностей разного уровня проявляется соотношение низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля и Маркса и некоторых других учёных 20в. Высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратно направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, установленных законами низшего. В применении к потребностям это выражается в том, что человеку необходимо удовлетворять свои физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и заниматься деятельностью высшего, более сложного порядка.

В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль экономического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса специально не рассматривает). "Существуют определённые условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе являются предварительными условиями удовлетворения базовых потребностей… Угроза этим свободам вызывает реакции. Чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базовых потребностей делается невозможным или, по крайней находится под серьёзной угрозой. <…> Секретность, цензура, обман, и блокирования коммуникаций угрожает всем базовым потребностям". [3; 68-69]. Следует, конечно, отметить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а своём развитом виде сложились только в современной западной цивилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Классификация способностей
В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую: 1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирую ...

Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
Суицидальное поведение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуют относительно устойчивую, целостную и типологически своеобразную структуру, отражающую индивидуальность суицидента и тип его личностного кризиса. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективны ...

Основные принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Ассо ...