Межличностные отношения подростков в группе
Страница 1

В подростковом и юношеском возрасте наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, в которой преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе, т.е.: уметь познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы; ощущать, что при общении со сверстниками он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.

В процессе общения оформляются общие взгляды на жизнь на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. При этом молодые люди вступают в определенные отношения друг с другом и со взрослыми в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентируясь на личностные особенности и качества людей, сознательно подчиняясь нормам и правилам, принятым в обществе.

Современная молодежь находится в сложных условиях реальной ситуации быстрого изменения стиля жизни, идеологии, системы ценностей. И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном доверительном общении со сверстниками (которое является необходимым условиям психического и личностного развития) не получает своего удовлетворения.

Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки по отношению к тем, кто им не нравится.

Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Для других – это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные индивидуально-психологические особенности личности подростка, блокирующими успешное межличностное взаимодействие.

Страстно желая общения, подростки часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимодействия.

Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, агрессивности, связанной с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях, а также – к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

Оказывается, что положение, которое человек занимает в группе (то есть статус), очень сильно влияет на его личностные особенности и поведение. Я.Л. Коломинский делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям. Часто объектом внимания исследователей становятся лидер класса и аутсайдер. Обычно в исследованиях изучаются причины высокого или низкого положения ученика в классе, а также последствия отвержения некоторых низкостатусных учащихся.

Зарубежными психологами была разработана социометрическая методика, в которой используется терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных». Все перечисленные термины касаются лишь крайних случаев: слишком много, слишком мало или полное отсутствие выборов. Вне поля зрения экспериментатора неизбежно оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов.

Страницы: 1 2

Иллюзии зрения.
Сколько раз дерево принималось за продолжение дороги, а тень от скалы — за поворот? Страховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть . Роже де ля Тай. Оптические иллюзии, или Алгебра невозможного. Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что сущес ...

Психология мыслительного процесса и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...

Технологии формирования имиджа
В организационном плане процесс формирования имиджа начинается с решения следующей организационной задачи — определения конкретной аудитории имиджа (группы людей, именуемых аудиторией имиджа), у которой необходимо формировать имидж — нужное мнение о данном объекте (политике, товаре .). Очевидно, что определение аудитории имиджа зависит ...