Суть детско-родительских отношений
Страница 1

Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики.

Вспомним слова Я.Корчака: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями. ребенок – импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний….»

Не правда ли, эти слова заставляют задуматься, они заставляют внимательно присмотреться к самим себе. Не слишком ли часто в воспитании детей мы стихийно исходим из представления о чуждости детей нам, взрослым, о том, что взрослые, безусловно, превосходят ребенка, всегда и во всем родительская точка зрения правильнее детской?

Общество возлагает на родителей моральные и этические обязанности удовлетворять жизненные потребности своих детей с любовной заботой, другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и более совершенные и специальные формы любви к людям, к собственным детям и к Родине.[12;136]

Как правильно и разумно любить своего ребенка? Казалось бы, сформулированный подобным образом вопрос содержит в себе противоречие. Ведь принято считать: тот, кто любит, не может руководствоваться рассудком и благоразумием. Так ли это?

Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, порой навязчивое внимание к нему часто приносит вред его воспитанию.

Многие родители, обеспечивая детям возможно лучшие бытовые условия, заботясь об их здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Их родительская любовь весьма односторонняя, она лишена эмоций.

Каждый человек испытывает естественную потребность в эмоциях. Особенно это характерно для ребенка-дошкольника. Постоянное ограничение в проявлении эмоций может помешать общему развитию ребенка, вызвать осложнения и трудности в процессе воспитания.

Старшие дошкольники особенно остро ощущают потребность в близких контактах со взрослыми, так как, помимо удовлетворения эмоциональных потребностей, у малыша должно быть чувство безопасности, которое также влияет на его общее, в том числе и на умственное развитие.

Однако еще встречаются родители, которым всегда не хватает времени на ребенка. Они постоянно стремятся от него освободиться, в результате ребенок все реже обращается к ним со своими проблемами, а в скором будущем ему уже нечего будет им сказать, нечего доверить, нечем поделиться.

Ребенок слышит ответы отца и матери, видит их торопливость, увлеченность собственными делами и приспосабливается, как умеет, к своему положению ребенка любимого, но лишнего, всем мешающего, которому родители как будто бы дают столь много и одновременно так мало, а главное, лишают самого необходимого – душевного контакта, тепла и сердечности.

Чрезмерная требовательность без учета индивидуальных возможностей характерна для тех родителей, которые стараются воспитать своего ребенка в соответствии с созданной в своем воображении моделью человека. Поэтому чрезмерно требовательная родительская любовь чаще всего подавляет, ограничивает развитие ребенка. Если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, он почти всегда находится в нервном состоянии, которое может привести к неврозу.

Избалованный ребенок всегда уверен в том, что родители всегда выполнят все его прихоти и капризы, не будут долго сердиться за его дерзость и непослушание, так как очень любят его. Постепенно такой ребенок начинает относиться к родителям с пренебрежением.

Поэтому очень важно, чтобы в период интенсивного развития ребенка, формирования его личности, ему не вредили родительская любовь и все ситуации, в которые он попадает по воле взрослых.[15;197]

Особые индивидуальные отношения складываются между ребенком и родителями в каждой семье, и в то же время нередко в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие методы руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно некоторые психологи, подразделяют на следующие группы:

1 группа – «диктаторы»; преобладающей формой руководства деятельностью ребенка является авторитарный стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение.

2 группа – в отношениях этих родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное доверие, уважение; основной стиль руководства – демократический.

Страницы: 1 2

Патогенный голос
Известно, что матери больных шизофренией часто обладают характерным голосом: он однообразен, монотонен, с неправильным ритмом, металлический, без мелодии, негладкий, часто суровый, хриплый, трескучий, с особым ударением на глубокие тона (Anzieu D., 1985). У тех, кто слышит такой голос, возникает чувство смятения и смешения тонов. Кажетс ...

Основные причины конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя ОВД
1. Недостаточная опытность руководителя в работе с людьми. 2. Недостаточная опытность руководителя в решении оперативно-розыскных задач. 3. Изъяны воспитания: · грубость, · черствость, · нечестность. 4. Черты характера: · неуравновешенность, ведущая к вспышкам и резкости в обращении с подчиненными, · излишняя властность, · отсу ...

Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление. Дети, лишившиеся одного или обоих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. Смерть или уход из семьи матери вызывает кри ...