Суть детско-родительских отношений
Страница 1

Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики.

Вспомним слова Я.Корчака: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями. ребенок – импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний….»

Не правда ли, эти слова заставляют задуматься, они заставляют внимательно присмотреться к самим себе. Не слишком ли часто в воспитании детей мы стихийно исходим из представления о чуждости детей нам, взрослым, о том, что взрослые, безусловно, превосходят ребенка, всегда и во всем родительская точка зрения правильнее детской?

Общество возлагает на родителей моральные и этические обязанности удовлетворять жизненные потребности своих детей с любовной заботой, другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и более совершенные и специальные формы любви к людям, к собственным детям и к Родине.[12;136]

Как правильно и разумно любить своего ребенка? Казалось бы, сформулированный подобным образом вопрос содержит в себе противоречие. Ведь принято считать: тот, кто любит, не может руководствоваться рассудком и благоразумием. Так ли это?

Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, порой навязчивое внимание к нему часто приносит вред его воспитанию.

Многие родители, обеспечивая детям возможно лучшие бытовые условия, заботясь об их здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Их родительская любовь весьма односторонняя, она лишена эмоций.

Каждый человек испытывает естественную потребность в эмоциях. Особенно это характерно для ребенка-дошкольника. Постоянное ограничение в проявлении эмоций может помешать общему развитию ребенка, вызвать осложнения и трудности в процессе воспитания.

Старшие дошкольники особенно остро ощущают потребность в близких контактах со взрослыми, так как, помимо удовлетворения эмоциональных потребностей, у малыша должно быть чувство безопасности, которое также влияет на его общее, в том числе и на умственное развитие.

Однако еще встречаются родители, которым всегда не хватает времени на ребенка. Они постоянно стремятся от него освободиться, в результате ребенок все реже обращается к ним со своими проблемами, а в скором будущем ему уже нечего будет им сказать, нечего доверить, нечем поделиться.

Ребенок слышит ответы отца и матери, видит их торопливость, увлеченность собственными делами и приспосабливается, как умеет, к своему положению ребенка любимого, но лишнего, всем мешающего, которому родители как будто бы дают столь много и одновременно так мало, а главное, лишают самого необходимого – душевного контакта, тепла и сердечности.

Чрезмерная требовательность без учета индивидуальных возможностей характерна для тех родителей, которые стараются воспитать своего ребенка в соответствии с созданной в своем воображении моделью человека. Поэтому чрезмерно требовательная родительская любовь чаще всего подавляет, ограничивает развитие ребенка. Если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, он почти всегда находится в нервном состоянии, которое может привести к неврозу.

Избалованный ребенок всегда уверен в том, что родители всегда выполнят все его прихоти и капризы, не будут долго сердиться за его дерзость и непослушание, так как очень любят его. Постепенно такой ребенок начинает относиться к родителям с пренебрежением.

Поэтому очень важно, чтобы в период интенсивного развития ребенка, формирования его личности, ему не вредили родительская любовь и все ситуации, в которые он попадает по воле взрослых.[15;197]

Особые индивидуальные отношения складываются между ребенком и родителями в каждой семье, и в то же время нередко в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие методы руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно некоторые психологи, подразделяют на следующие группы:

1 группа – «диктаторы»; преобладающей формой руководства деятельностью ребенка является авторитарный стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение.

2 группа – в отношениях этих родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное доверие, уважение; основной стиль руководства – демократический.

Страницы: 1 2

Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является ...

Структура общения
Общение как процесс имеет свою структуру, которая подробно рассматривалась разными авторами. Б. Ломов предложил классификацию состоящую из трех уровней: ü Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека ( ...

Слуховые ощущения
Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны, т.е. продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющего тела, которое служит источником звука. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой перемен ...