Межличностные отношения подростков в группе
Страница 2

Н.Л. Селиванова считает, что изолированное положение школьника нередко связано с неразвитостью целого комплекса личностных характеристик ребенка, которые принято называть готовностью к общению: способность к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений, к эмпатии, саморегуляции в общении.

По материалам Е.И. Кульчицкой основными причинами неблагоприятного положения в классном коллективе является наличие у этих подростков таких черт, как злобность, мстительность, черствость, нечестность, грубость, лживость, эгоизм.

По мнению известного психолога и психотерапевта М. Раттера, непопулярность и социальная отверженность ребенка могут быть предвестниками отклоняющегося поведения и психических нарушений, которые проявятся много лет спустя.

В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. К их числу относятся привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др. В исследованиях можно найти перечень черт, помогающих человеку скорее занять лидерскую позицию в группе. Дж. Андерсон считает, что дети, уверенные в себе, полагающиеся на собственное мнение, инициативные, любознательные, с уважением относящиеся к взрослым и сверстникам, скорее становятся лидерами.

Для создания объективной картины важно не только то, кого выбирают подростки, но и кто выбирает.

Среднестатусные подростки получают выборы от всех статусных категорий. Аутсайдеры не получают выборы от высокостатусных старшеклассников, а значит, становятся малоизбираемыми в социометрическом плане именно из-за лидеров. Полное игнорирование низкостатусных учащихся говорит не только об эмоциональном неприятии, но и о разобщенности, об отсутствии контакта двух полярных категорий, явно выраженной социальной дистанции между ними.

Фактически именно страта «средних» обеспечивает социометрические выборы низкостатусным подросткам, что говорит об их готовности взаимодействовать с аутсайдерами. Этот процесс (эмоциональное принятие аутсайдеров) психологически очень важен, так как не только обеспечивает низшей статусной прослойке получение эмоционального удовлетворения от сознания того, что они не отвергаемы группой (при том, что являются непривлекательными для лидеров), но и позволяет интегрироваться в системе межличностных взаимоотношений в рамках сообщества.

Таким образом, среднестатусные подростки в условиях общеобразовательной школы являются сплачивающим, обеспечивающим устойчивость класса фундаментом, во многом определяют эмоциональный заряд психологической атмосферы ученического сообщества, оказываются объектом межличностных предпочтений своих разностатусных соучеников, принимают самое активное участие в жизнедеятельности школьного сообщества.

Страницы: 1 2 

Тестирование
История развития тестов Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 году Джоном Кеттелом. Именно он впервые употребил слово "ТЕСТ" Он измерял время реакции. Чуть позже появился тест Бине - в нем оценивались уровни таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность ...

Черты характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...

Архетипический уровень переживания воспринимаемых звуков и голоса
С точки зрения аналитической психологии, переживание воспринимаемых человеком звуков в значительной мере обусловлено глубокими бессознательными структурами, имеющими архетипическую природу. Архетипы как бы задают своеобразный алгоритм восприятия, связанного с ним переживания и последующего действия. В культуре и языке многих народов го ...