Межличностные отношения подростков в группе
Страница 2

Н.Л. Селиванова считает, что изолированное положение школьника нередко связано с неразвитостью целого комплекса личностных характеристик ребенка, которые принято называть готовностью к общению: способность к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений, к эмпатии, саморегуляции в общении.

По материалам Е.И. Кульчицкой основными причинами неблагоприятного положения в классном коллективе является наличие у этих подростков таких черт, как злобность, мстительность, черствость, нечестность, грубость, лживость, эгоизм.

По мнению известного психолога и психотерапевта М. Раттера, непопулярность и социальная отверженность ребенка могут быть предвестниками отклоняющегося поведения и психических нарушений, которые проявятся много лет спустя.

В лаборатории Л.И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений. К их числу относятся привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др. В исследованиях можно найти перечень черт, помогающих человеку скорее занять лидерскую позицию в группе. Дж. Андерсон считает, что дети, уверенные в себе, полагающиеся на собственное мнение, инициативные, любознательные, с уважением относящиеся к взрослым и сверстникам, скорее становятся лидерами.

Для создания объективной картины важно не только то, кого выбирают подростки, но и кто выбирает.

Среднестатусные подростки получают выборы от всех статусных категорий. Аутсайдеры не получают выборы от высокостатусных старшеклассников, а значит, становятся малоизбираемыми в социометрическом плане именно из-за лидеров. Полное игнорирование низкостатусных учащихся говорит не только об эмоциональном неприятии, но и о разобщенности, об отсутствии контакта двух полярных категорий, явно выраженной социальной дистанции между ними.

Фактически именно страта «средних» обеспечивает социометрические выборы низкостатусным подросткам, что говорит об их готовности взаимодействовать с аутсайдерами. Этот процесс (эмоциональное принятие аутсайдеров) психологически очень важен, так как не только обеспечивает низшей статусной прослойке получение эмоционального удовлетворения от сознания того, что они не отвергаемы группой (при том, что являются непривлекательными для лидеров), но и позволяет интегрироваться в системе межличностных взаимоотношений в рамках сообщества.

Таким образом, среднестатусные подростки в условиях общеобразовательной школы являются сплачивающим, обеспечивающим устойчивость класса фундаментом, во многом определяют эмоциональный заряд психологической атмосферы ученического сообщества, оказываются объектом межличностных предпочтений своих разностатусных соучеников, принимают самое активное участие в жизнедеятельности школьного сообщества.

Страницы: 1 2 

Правосознание и правоисполнительное поведение
При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависит от максимального соответствия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства. Формированию требовательного отношения к себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специалиста и необходимостью полного реш ...

Нейрофизические основы внимания
В исследовании М. С. Певзнер на основании клинических и патофизиологических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей-олитофренов является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М. С. Певзнер говорит о том, что у некоторых детей-олигофренов наблюдае ...

Самосознание, сознание и самооценка.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнити ...