Психологические особенности уверенной в себе личностиСтраница 5
Можно ли добиться самоуважения, не унижая при этом других? Можно ли быть уверенным в себе и не разрушать веру в себя у других? Существуют ли способы уважительного отношения к себе и к другим? Конечно, можно, конечно, существуют. Вот только не обладаем мы чувством уверенности в себе и не владеем мы способами уважительного взаимодействия, и потому других научить не можем. Сама среда, сам социум и принятые в нем нормы "не настроены" на уверенность в себе и самоутверждение.
Существует множество фактов, затрудняющих, формирование самоуважения и уверенности в себе:
репрессивный характер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системы поощрений;
шаткость законодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав;
слабая система защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще, пренебрежение личной собственностью. Кроме этого, уверенность в себе с большим трудом вписывается в современную систему ценностей школы, в систему социализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и агрессивности.
Довольно долго агрессивность и наглость с одной стороны, и неуверенность и пассивность - с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.
Если партнер унижает других, хамит, грубит и такое поведение становится стилем его жизни – это свидетельство личной неуверенности. Можно с уверенностью сказать, что унижают от недостатка воспитания и от неспособности достичь своих целей другим способом.
В то же время как уверенность в себе позволяет обрести такое качество личности, как социальная компетентность. Социальная компетентность определяется как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умением добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление желаний их собственных. Предполагается, что если во всех действиях и вербализациях человек ограничивается осведомлением других о своих правах и желаниях, и не допускает при этом никакого давления на партнеров, то это уже само предоставляет партнеру право согласиться или отвергнуть просьбу или требование.
Социальная компетентность - есть результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений) автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста
(Ромек, 1996). Такое понимание соотношения уверенности в себе, агрессивности и социальной компетентности, стало основой решения этической проблемы самоутверждения, так или иначе затрагивающего личные интересы других людей или общественные интересы.
Социально компетентные люди обладают определенными коммуникативными способностями:
Способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях
.
Употребление "Мы" не способствует открытому выражению потребностей, желаний, и, тем более, – требований. Многим придется отказываться от личных желаний в пользу мнения и желаний большинства. Трудно вообразить себе такой сплоченный коллектив, в котором бы общие цели максимально соответствовали потребностям отдельных его участников (люди все-таки - разные).
Обсуждение
Большинство исследований в области изучения посттравматической адаптации проводятся по методической схеме, предполагающей сравнение состояния травматизированной и не травматизированной популяций в целом или изучение популяционных выборок тех, кто страдает ПТСР в тяжелой форме. В нашей работе была впервые предпринята попытка провести сра ...
Физиологическая основа внимания.
Говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью электроэнцефалографа ( ЭЭГ ), определяющего по сла ...
Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.
Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.
Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.
Пов ...