Информация » Психологические особенности уверенной в себе личности » Психологические особенности уверенной в себе личности

Психологические особенности уверенной в себе личности
Страница 3

В противном случае имеет место "негативный" вариант. Неуверенность формируется в ситуации когда

социальная среда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;

социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны;

достижения и успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;

негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;

негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.

В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.

Один из учеников и сотрудников Сальтера – Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх

, испытываемый человеком в определенных ситуациях.

Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя.

Страх снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх.

Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях.

Джозеф Вольпе выделил и подробно описал страхи.

страх критики;

страх быть отвергнутым;

страх оказаться в центре внимания;

страх показаться неполноценным;

страх начальства;

страх новых ситуаций;

страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;

страх не суметь сказать "нет".

В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность

. Психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности – наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении.

Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь .", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание человека при этом концентрируется на негативных установках, и тормозят уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. Неприятное переживание сохраняется в виде мысленных образов и эмоциональных реакций. Возникшая ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность.

Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя",

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Основная часть
Во время прохождения педагогической практики постепенно обрисовался круг вопросов, которыми следует заниматься психологу, работающему в отделе кадров крупной организации. Это следующие виды деятельности: 1. Участие в подборе персонала. 2. Изучение профессиональных навыков сотрудников. 3. Участие в разработке должностных инструкций. ...

Социальная функция чувств и их типология
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык, смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и т.д. Нередко этот чувственный ...

Особенности межличностного взаимодействия
Время наступает женское. Именно поэтому, мы уже активны, мы чувствуем, что наше время пришло, что наш час пробил! Мы не знали, а может, забыли, или нам помогли забыть, что способы, которыми мы должны реализовать свой час, иные, нежели способы тех, кто организовал этот мир. А иначе, зачем мы? Пусть бы дальше они и организовывали, ведь та ...