Информация » Индивидуальные качества и стиль деятельности человека » Психологическая структура деятельности

Психологическая структура деятельности
Страница 2

Реализация деятельности всегда соотносится с определенными условиями — более или менее благоприятными: условиями могут быть интеллектуальные и материальные ресурсы, количество времени, информация и т. п. Анализ условий деятельности, их соотнесение и распределение называется планированием. Планирование предполагает видение как конечной цели, так и промежуточных, которые являются задачами разных этапов деятельности.

Осуществление деятельности происходит через действия. Действие — это процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели. Следовательно, действия есть основные составляющие деятельности. Действия, объектом которых является некий предмет, вещь, называются предметными. Они, как правило, складываются из моторных движений — взять, переместить. Помимо предметных действий выделяют умственные, речевые, соматические, выразительные и другие. Умственные действия выполняются во внутреннем плане и регулируются сознанием, делятся на несколько видов.

Речевые действия — это действия по оформлению и выражению мысли. Речевые действия всегда осуществляются с помощью моторики артикуляционного аппарата и гортани, их качество зависит от деятельности этого аппарата.

Соматические — внешние телесные действия, а также непроизвольные физиологические реакции организма — покраснение кожных покровов, сужение (расширение) кровеносных сосудов и т. п.

Выразительные — мимические, кинестетические, визуальные действия, демонстрирующие состояние человека, его отношение к происходящему.

Перечисленные действия, как правило, сопровождают предметные действия и поступки, т. о. действия, направленные на другого человека. Комплекс поступков составляет поведение человека.

Способы осуществления действий — операции. Термины «действия» и «операции» различаются не всегда. Однако в контексте психологического анализа деятельности такое различие необходимо. Действия соотносятся с целью. Операции — с условиями. Если сохраняется цель какой-либо деятельности, но меняются условия ее достижения, то изменится и операционный состав действий. Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Первоначально операция формируется как действие, позднее, по мере ее усвоения, включается в другое действие как составляющая его операция. Такая динамика лежит в основе освоения деятельности. Для ученика начальной школы чтение — действие, для студента — операция, включенная в процесс подготовка к экзамену. Для начинающего водителя переключение передач — действие, требующее внимания и осмысления. Для опытного водителя — оно уже как бы и не существует, даже может стать функцией автомобиля. Наиболее яркий отличительный признак действий и операций — осознаваемость —неосознаваемость, и то он включается далеко не всегда. Уровень операций заполнен автоматизированными неосознаваемыми действиями.

Существуют парные зависимости: понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели — с понятием действия.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление между функциями, слитыми в мотиве. При этом деятельность не является аддитивным процессом, значит действия — это не некие «отдельности», это звенья одной цепи, заданные единой целью. Итак, в общем потоке деятельности, которая образует человеческую жизнь, с разной степенью отчетливости, но всегда выделяется следующая цепочка составляющих: Потребность — Мотив — Цель — Задача — Условия — Действие — Операция. Эти компоненты и образуют макроструктуру человеческой деятельности. Они связаны внутренними отношениями, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении. Представленные компоненты можно объединить в некие уровни. Первый уровень — содержательный — составляют потребности, мотивы, цели, задачи. Второй — собственно структурный — составляют действия и операции. Третий — динамический — составляют взаимно переходы компонентов деятельности: мотивов — в цели, целей — в задачи, действий — в операции. В отдельных случаях деятельность «вызревает» не сразу на всех ее уровнях. Может быть осознано ее содержательное наполнение, а структурное — смутно представляемо. В таких случаях человек знает, что он хочет, но не знает, как он этого достигнет. Или же он приступает к выполнению действий, не осознавая четко конечного желаемого результата. Качественное выполнение деятельности предполагает высокий уровень осмысления всех ее компонентов.

Страницы: 1 2 3

Лидерство как объект философских и социально-психологических исследований.
Лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом. В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффективного руководства и управления группой (будь то организация, политическое объединение). Проблема ли ...

Причины возникновения отрицательных эмоций. Общее понятие стресса
Термин "стресс", получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия ...

Медицина против стресса
Так уж сложилось, что промышленная медицина больше занималась лечением и профилактикой профессиональных заболеваний, контролем за производственными вредностями, чем собственно медициной труда. В настоящее время одним из важных компонентов промышленной медицины считают защиту от стресса и других вредных факторов. Сюда входит медицинский ...