Информация » Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью » Внимание и учебная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Внимание и учебная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью
Страница 1

С точки зрения отечественных специалистов Л.С.Выготского, С.Д.Забрамной, С.В.Лиепинь, С.Я.Рубинштейн, У.В.Ульянковой, занимающихся психологией детей с интеллектуальной недостаточностью, с целью изучения основных недостатков внимания проводили наблюдения за учащимися вспомогательной школы. Распределение внимания влияет на успеваемость по всем предметам. Успеваемость по математике, русскому языку, чтению и другим предметам тем выше, чем лучше распределение внимания. Так как у этих детей объем внимания узок, они не могут воспринять информацию полностью, что влияет на их успеваемость. Из - за нарушений внимания дети не могут понять условие задачи с первого раза, низкая концентрация внимания отрицательно влияет на выполнение заданий. Трудности при усвоении математики: некоторые дети постоянно отвлекаются от выполнения задания, неадекватно реагируют на замечания учителя. Во время урока дети не могут самостоятельно выполнять задания, предлагаемые учителем, большая часть времени уходит на решение одной задачи урока, наблюдения и исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность внимания создают определенные трудности в понимании задачи. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментально, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. Но некоторые дети не выполняют задания учителя и отвлекают от работы близ сидящих учеников. Педагог с трудом привлекает внимание детей и в течение всего урока стимулирует учебную деятельность, поощряя самые незначительные успехи.

На уроках русского языка у детей с преобладающим возбуждением возникают трудности при письме: пропуски, перестановки слов, дублирование, неправильное списывание, т.е. «ошибки внимания». У учащихся с преобладающим торможением доминирует вялость, медлительность, заторможенность моторики. Дети с дефектами речи допускают ошибки при звукобуквенном анализе слов, что негативно сказывается на овладении грамотой и письменной речью. На вопросы, заданные учителем, дети отвечают односложными ответами. При выполнении письменных работ наблюдается большое количество исправлений, искажений в начертаниях букв и их соединений. Низкий уровень распределения внимания отрицательно влияет на качество уроков.

На уроках чтения при усложнении структуры текста наблюдается замедление скорости чтения. Наиболее характерными являются смысловые замены. Не все учащиеся овладели сознательным чтением (понимают значение слов и словосочетаний, употребляемых в прямом и переносном смысле, значение целых предложений, отдельных частей текста; не могут выделить главную мысль, определить свое отношение к прочитанному). Техника чтения поддается больше коррекции, чем осмысление прочитанного. По ходу наблюдений выявилось: внимательные дети читают тем лучше, чем более устойчиво их внимание.

Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод:

успешность овладения знаниями на уроках математики наиболее тесно связана с объемом внимания, успешность овладения знаниями на уроках русского языка зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение зависит от устойчивости внимания.

С.Д. Забрамная разработала множество материалов, методических рекомендаций для исследования и коррекции внимания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она указывает на то, что в случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, наблюдаются чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. По сравнению с нормальными сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью сужен объем внимания. Бросая взор, на какой – то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела, например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по стулу и т.д.

Страницы: 1 2

Эмоция и мотивация
Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями зак ...

Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского
А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они с ...

Практичекая часть. Цель исследования
Проследить проявление механизмов психического развития ребенка в младенческом возрасте. Задачи исследования: Получить эмпирические данные в ходе наблюдения за психическим развитием двух младенцев на первом полугодии жизни: 1. Выявить взаимосвязь общения взрослого и младенца. 2. Отметить достижения младенцев в развитии зрительной и с ...