Информация » Память умственно отсталых школьников » Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов. Особенности памяти умственно отсталых школьников

Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов. Особенности памяти умственно отсталых школьников
Страница 1

Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. Человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применить свой личный опыт в практической деятельности, расширять свои знания, совершенствовать навыки и умения. Развитие памяти человека, особенно детской памяти основных ее процессов, основных характеристик памяти происходит в процессе разнообразных видов деятельности [6].

В 40–60 годы значительный вклад в изучение проблемы памяти умственно отсталых учащихся внесли экспериментально-психологические исследования Е.М. Кудрявцевой, А.И. Липкиной, М.М. Нудельмана, И.М. Соловьева и др. Цикл работ был посвящен изучению узнавания объектов и изменения зрительных представлений при их актуализации умственно отсталыми детьми [1].

Было обнаружено, что ученики с нарушением интеллекта весьма своеобразно воспринимают предъявляемый им материал. В процессе нарушенного восприятия объекта происходит его узнавание. И.М. Соловьев подчеркивал мысль о том, что воспринимая и узнавая предмет, ребенок обычно дает ему словесное обозначение. Образ воспринимаемого объекта связывается со словом, речью, и это имеет принципиальное значение для всей деятельности узнавания.

В 50–60 годы были продолжены исследования памяти умственно отсталых школьников. В этот период внимание психологов было направлено на воплощение в конкретных исследованиях принципа единства сознания и деятельности, на определение факторов, влияющих на эффективность мнемической деятельности. В эти годы в русле проблемы памяти вели свои исследования Х.С. Замский, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и другие [6].

Изучая особенности непроизвольного запоминания учащимися специальной (коррекционной) школы, Б.И. Пинский выявил его зависимость от работы, выполняемой учеником. Им обнаружено, что если деятельность, в которой осуществляется непроизвольное запоминание, носит активный характер, требует от олигофренов интеллектуальных усилий, то резко возрастает продуктивность запоминания. В этих условиях его успешность может превышать успешность произвольного запоминания, выполнение которого не требует высокого уровня умственной активности. Установлено, что успех непроизвольного запоминания существенно зависит не только от характера выполняемой задачи, но и от ориентировки в ней учащихся специальной (коррекционной) школы [11].

Непроизвольное запоминание – это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется.

Произвольное запоминание характеризуется, прежде всего, тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить – вспомнить.

Полученные в исследованиях данные были очень значимы для специальной психологии и педагогики, поскольку, с одной стороны, они опровергали существовавшее до того времени мнение, что произвольное запоминание всегда более продуктивно, чем непроизвольное. С другой – дополнили характеристику памяти учеников-олигофренов ранее неизвестными сведениями, вскрыли новые факторы, влияющие на продуктивность мнемической деятельности этих детей.

В эти же годы осуществлялся ряд работ, направленных на изучение особенностей преднамеренного и непреднамеренного запоминания разного материала умственно отсталыми школьниками (А.В. Григонис). Проведено исследование вопроса влияния разных способов восприятия словесного материала на его запоминание (В.А. Сумарокова) и на запоминание разного по сложности и структуре вербального материала [1].

Страницы: 1 2 3 4