По мнению З. Фрейда, застенчивость - это симптом, она представляет реакцию на неосуществленные первобытные стремления подсознания.

Все выше перечисленные теоретические подходы к проблеме застенчивости, указывают и подтверждают то, что застенчивость влияет на самооценку и притязания, делая их неадекватными по отношению к жизненным ситуациям. И наоборот неадекватная, а в частности, заниженная самооценка - признак, симптом, характеристика застенчивости.

Психологический словарь под редакцией М.Г. Ярошевского говорит о самооценке и уровне притязаний следующее: “…самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, застенчивость и др.)

Таковы общие понятия о самооценке и уровне притязаний. Но каковы особенности этих двух личностных образований в младшем школьном возрасте? Какова их взаимосвязь с застенчивостью?

Самооценка, выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Существует связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование - уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке”.

Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие, претендуют на оценку выше обычной. Третьи - на оценку выше всех остальных. Но детям очень важно, чтобы их положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием ведущей деятельности – учебной деятельности.

Адаптация как мера здоровья
Как показал проведенный анализ, большинство отечественных и зарубежных исследователей [11, 29, 35] мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А. Г. Щедрина [16] придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качес ...

Органы чувств - (анализаторы)
Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Анализаторы – сложные нервные механизмы, проводящие т ...

Социальная адаптация, как фактор эмоционально - мотивационной регуляции
«Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, устан ...