По мнению З. Фрейда, застенчивость - это симптом, она представляет реакцию на неосуществленные первобытные стремления подсознания.

Все выше перечисленные теоретические подходы к проблеме застенчивости, указывают и подтверждают то, что застенчивость влияет на самооценку и притязания, делая их неадекватными по отношению к жизненным ситуациям. И наоборот неадекватная, а в частности, заниженная самооценка - признак, симптом, характеристика застенчивости.

Психологический словарь под редакцией М.Г. Ярошевского говорит о самооценке и уровне притязаний следующее: “…самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, застенчивость и др.)

Таковы общие понятия о самооценке и уровне притязаний. Но каковы особенности этих двух личностных образований в младшем школьном возрасте? Какова их взаимосвязь с застенчивостью?

Самооценка, выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Существует связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование - уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке”.

Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие, претендуют на оценку выше обычной. Третьи - на оценку выше всех остальных. Но детям очень важно, чтобы их положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяет судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием ведущей деятельности – учебной деятельности.

«Женщина руководитель». Различия между мужчиной и женщиной
Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем при этом есть различия, которые сразу бросаются в глаза- различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. Особенности восприятия: В восприятии мужчины главное место занимает то, что он в ...

Типология конфликтов в деятельности ОВД
Различных критериев для классификации конфликтов в ОВД можно определить достаточно много. Все типологии, рассмотренные нами при изучении первой темы, вполне можно использовать и для классификации конфликтов в деятельности ОВД. Однако в нашем случае целесообразно пользовать основные признаки классификации конфликтов. К ним мы отнесем: ...

Психологический портрет потребителя туристских услуг (на примере) по методике В. Сапруновой
Нечаев Андрей Васильевич: психологический портрет, определяемый[5] по одежде: "сверхцелеустремленный". Человек зациклен на какой-то идее и идет напролом, а потому энергичен, категоричен, независим. Он не следит за модой, хотя может вдруг одеться стильно, если это надо для достижения цели. Он покупает только ту одежду, что целе ...