Информация » Память, ее типы, процессы и механизмы » Механизмы и процессы памяти

Механизмы и процессы памяти
Страница 2

Повторение. Метод повторения – это одно из важных условий овладения навыками, умениями и знаниями, повторение способствует высокой прочности сохранения необходимого материала. Так как заучивание протекает неравномерно, скачками и носит временный характер, безусловно, необходимо пользоваться методом повторения. При чем повторения неоднократного, потому как несколько повторений подряд не всегда дают существенный прирост в припоминании, но затем, при следующих повторениях, уже происходит резкое увеличение объема запомненного материала.

Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации материала и овладения им. Информация, которая нами воспринята сохраняется определенное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При статическом сохранении материал подвергается определенной обработке и реконструкции (под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от органов чувств), в то время как динамическое сохранение изменяется мало.

Воспроизведение - это процесс воссоздания образа какого-либо предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение как и запоминание может быть преднамеренным или произвольным (способность воспроизводить сознательно поставленную цель, например, вспомнить выученное стихотворение) и непреднамеренным (воспроизведение может произойти неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо предыдущей работы, неожиданно может воспроизвестись образ руководителя).

Узнавание. Это процесс прежде воспринятого. Но в отличие от воспроизведения, узнавание происходит при повторной встрече с объектом, представление о котором уже сформировалось на основе личных переживаний. Например, мы можем узнать здание, ранее не виденное, но описанное нам кем-то с определенными признаками, которые отразились в наших представлениях. Узнавания отличаются друг от друга степенью определенности и в связи с этим узнавание может быть полным или неопределенным.

Забывание – это невозможность восстановить информацию воспринятую ранее. Проявится может в двух формах: невозможность узнать или припомнить и неверное припоминание или узнавание. Существует три уровня памяти: 1. воспроизводящая память (человек выучил стихотворение и через некоторое время сможет безошибочно его воспроизвести).

2. Опознающая память (человек не может воспроизвести заученное, но с легкостью его опознает в книге или на слух). 3. Облегчающая память (когда человек не может самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему необходимо меньше времени, чем в первый раз).

Следует отметить, что забывание происходит неравномерно, самая большая потеря информации происходит сразу же после его воспроизведения, а далее забывание идет медленнее.

В проявлениях забывания существует такое явление как реминисценция (смутное воспоминание), это как бы отсроченное воспроизведение ранее воспринятого. Например, когда вспомнить не удается сразу после того как информация получена, но спустя некоторое время всплывают факты, которые отсутствовали при первой попытке воспроизведении материала. Чаще это явление встречается у детей. Считается, что это связано с тем, что дети не всегда сразу при восприятии могут осмыслить материал, так как им требуется некоторый промежуток времени для его осмысления, только тогда воспроизведение материала будет полным.

Существуют также такие формы забывания как: ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Все знают, что воспринятая информация со временем утрачивает яркость и отчетливость, становится бледной и неясной, как бы теряет свои контуры и очертания. И может произойти такое, что мы можем вспомнить совсем не то, что было в действительности или ошибочное воспроизведение последовательности событий. Например, достаточно очевидным фактором забывания есть время. А в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени. И вместо них на первый план выходят такие вещи как: логические связи, сходство вещей, которые не всегда могут совпадать со связями во времени. Также забывание происходит быстрее, если материал не достаточно был понят человеком, был ему не интересен, или же не имеет отношения к его профессии.

Страницы: 1 2 3

Особенности межличностного взаимодействия
Время наступает женское. Именно поэтому, мы уже активны, мы чувствуем, что наше время пришло, что наш час пробил! Мы не знали, а может, забыли, или нам помогли забыть, что способы, которыми мы должны реализовать свой час, иные, нежели способы тех, кто организовал этот мир. А иначе, зачем мы? Пусть бы дальше они и организовывали, ведь та ...

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы начальник отряда имел исходные данные для разработки плана различного рода мероприятий, направленных н ...

Межличностные отношения подростков в группе
В подростковом и юношеском возрасте наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, в которой преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе, т.е.: уметь познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы зна ...