Информация » Память, ее типы, процессы и механизмы » Механизмы и процессы памяти

Механизмы и процессы памяти
Страница 1

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения и готовность использовать сохраненную информацию. Одной из самых важных характеристик памяти есть объем памяти, так как она характеризует возможность запоминания и сохранения информации. А в качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации. Также очень важен такой параметр как быстрота воспроизведения, благодаря которому имеется способность использовать в практической деятельности информацию, которая уже имеется у человека. Быстрота воспроизведения также достаточно индивидуальна, потому как если человек, например, столкнулся с какой-либо определенной задачей, он обращается к информации, которая хранится в его памяти. И здесь некоторые могут столкнуться с серьезными затруднениями, для них будет достаточно трудно воспроизвести информацию, которая им необходима для решения, в то время как другие с легкостью используют уже заложенную в них информацию. И еще одним из немаловажных характеристик памяти является точность воспроизведения. Очень важна способность сохранять информацию, но также важно и точно воспроизводить ее. В процессе сохранения часть информации может утрачиваться, а какая-то часть искажаться, и когда человек воспроизводит информацию, то вполне могут допускаться ошибки. Длительность. Длительность - это способность человека определенное время удерживать необходимую информацию. Достаточно часто каждый из нас сталкивался с тем, что мы способны запомнить необходимую информацию, но не можем хранить ее необходимое нам время.

Как говорилось выше основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение. Начнем последовательно разбирать каждый из этих процессов.

Запоминание – это процесс, который направлен на сохранение в памяти полученной информации. Выделяются два вида запоминания: преднамеренное (или произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непроизвольное запоминание – это когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, т.е. без поставленной цели и усилий со стороны человека. Это простое запечатление, а затем и воспроизведение того, что воздействовало на нас и сохранения так сказать «следа» в коре головного мозга. Например, после посещение концерта мы многое можем вспомнить из того что там увидели, хотя таковую цель не ставили.

А произвольное запоминание, когда человек ставит перед собой определенную цель запомнить необходимую информацию и при этом использует специальные приемы запоминания. Например, заучивание стиха. Многократное повторение какой-либо информации дает возможность прочно и надолго запомнить человеку необходимый ему материал. Но главным фактором запоминания является цель, не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его. Хотя в своих опытах известный психолог П.И. Зинченко доказывает, что иногда непроизвольное запоминание может оказаться эффективней произвольного. Также доказано, что запоминание, которое включено в какую-либо деятельность, оказывается наиболее эффективным, так как оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Еще принято выделять механическое и осмысленное запоминание. Механическое запоминание – это запоминание, основанное на многократном повторении материала без его осмысленности, без осознания логической связи. А осмысленное запоминание - это логическое осмысление материала, когда два положения запоминаются не потому что следуют друг за другом, а потому что одно положение является логическим выводом из другого. Осмысление материала достигается разными способами, одним из главных считается выделение в материале главных мыслей, сгруппированных в виде плана. Следующий метод – выделение смысловых опорных пунктов, смысл которого состоит в том, что каждую смысловую часть, мы заменяем каким-то словом или понятием, отражающим главную идею запоминания. А затем, объединяя заученное, мысленно составляем план. Осмыслению материала также помогает его конкретизация, решение задач в соответствии с правилами и проведение наблюдений.

Страницы: 1 2 3

Понятие интеллекта. Определение интеллекта
Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям»[1]. По Пиаже, «интеллект является состоянием ра ...

Общее понятие об ощущении
Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, сам процесс воздействия – раздражением. Раздражение вызывает процесс возбуждения, которое по центростремительным, или афферентным нер ...

Регрессивный метод Винникотта
Винникотт пришел к выводу, что в лечении психосоматических пациентов необходимо использовать метод глубокой регрессии. Он хотел, чтобы пациент вернулся к точке, предшествовавшей психосоматической диссоциации, что, как отмечал Винникотт, становилось новым началом и «делало возможным развитие» (Winnicott, 1949/1958, p. 252). Не совсем пон ...