Методы нейтрализации
стрессаСтраница 6
Проявляется и такой тип психологического отрицания, который можно выразить словами: "В стимулировании работников важны экономические факторы, а не психология" или "Успешность профессиональной деятельности зависит от знаний и опыта, а не от психологии".
Преодоление сопротивления может быть наиболее эффективным в ходе групповых занятий, на которых разбираются и проигрываются конкретные ситуации из практики управления. Одно из таких занятий может быть, например, посвящено рассмотрению ситуации, когда руководитель сталкивается с необходимостью предотвратить увольнение сотрудника. Психологический анализ этой ситуации нацелен на выделение действительных причин, в силу которых из подразделения увольняются опытные сотрудники. В процессе обсуждения показывается, что в ряде случаев увольнение сотрудников продиктовано недостаточной востребованностью их профессиональных возможностей, ощущением дефицита внимания к ним со стороны руководства, низкой сплоченностью коллектива, неблагоприятной обстановкой в семье и т.д.
На практических занятиях со слушателями проигрывались различные ситуации, в которых моделировались случаи увольнения сотрудников и демонстрировались способы применения техник убеждения и конструктивного разрешения конфликтов и противоречий. Цель занятий - практически убедить слушателей в эффективности применяемых психотехник управленческого общения.
Социально-психологическая подготовка сотрудников, готовящихся к руководящей работе, должна содержать ряд мероприятий, направленных на формирование их психологической готовности к процессу вхождения в роль руководителя. Основной акцент должен быть сделан на актуализации имеющегося у сотрудников опыта работы с людьми и позитивного переноса его на исполнение новой должности. Управленческие возможности будущего руководителя уже содержатся, как правило, в сформированных навыках профессионального мышления, в успешном опыте по организации и проведению различных служебных мероприятий, в выработанном ранее индивидуальном управленческом стиле, органически присущем предпринимательской деятельности.
Далее проводится формирующая работа по повышению у них самооценки и уверенности в себе. Задается импульс к позитивному осознанию своего движения в ходе профессионального роста и укрепления мотивации к руководящей работе.
В ходе занятий разыгрываются ситуации, в которых руководители могут проявить и закрепить свою успешность, сформировать приемы профессионального и личностного самоутверждения при освоении новой профессиональной роли. Особое внимание уделяется способам налаживания позитивных взаимодействий с подчиненными, коллегами и вышестоящим руководством.
Организация социально-психологической поддержки ускоряет процесс адаптации к руководящей работе и позволяет профилактически устранить возможные психологические срывы, вызванные резким снижением самооценки, высокой тревожностью, стремлением перестраховаться и др.
Как показывает практика, руководители по сравнению с исполнителями гораздо четче осознают актуальность собственных личностных проблем, в принципе требующих консультации с психологом при их осмыслении и разрешении. Ведь руководителями становятся, как правило, люди, находящиеся в возрасте 35 - 45 лет, а может быть, и несколько старше. Известно, что именно в этом возрасте и мужчины, и женщины переживают кризис "середины жизни", обусловливающий проявление элементов психологического неблагополучия.
Дети и телевидение. Приоритеты в просмотре
мультфильмов
Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят мультипликационные фильмы. 86% учеников очень часто любят смотреть мультфильмы, лишь 2% учащихся не смотрят и не любят мультфильмы, причем 87% опрошенных школьников предпочитают смотреть мультфильмы, и только 3% читают к ...
Семья как фактор психологической травмы
Патогенная ситуация может возникнуть в самых различных взаимоотношениях человека: служебных, трудовых, учебных и т.д. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для человека. Отсюда их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновен ...
Экспериментальное изучение явления конформизма
В какой степени наши мнения зависят от мнений окружающих нас людей? Иными словами, насколько силен в нас импульс к социальному конформизму?
Эти проблемы психология начала изучать с конца XIX века, когда ученых заинтересовала тема гипноза, рассматривавшаяся в работах французского врача Жана Мартина Шарко (учителя Зигмунда Фрейда). Психо ...