Информация » Судебная психология » Правосознание и ответственность личности

Правосознание и ответственность личности
Страница 2

Как общественное, так и индивидуальное правосознания обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Исторически моральное сознание предшествует правовому сознанию, да и сами правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права уже, чем сфера морали. Правосознание регулирует поведение людей категориями правомерности; мораль – категориями добра и зла.

Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний, содействует осмыслению сущности социально-экономического строя, определяющего в конечном итоге правовую надстройку.

Как отмечает В.Л. Васильев, отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности. Исследование лиц, совершивших преступление, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

1.правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

2. преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

3. преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.[6]

При перевоспитании осужденных, следовательно, необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, однако оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности.

Интересы личности и общества весьма многообразны, однако далеко не все из них могут быть защищены правом нуждаются в этой защите; не все отношения между членами общества поддаются правовой регламентации, да это не всегда целесообразно и делать. Особенно юридических норм заключается в том, что они отражают наиболее существенные отношения между людьми. Значительное количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется общественным мнением.

Механизм законоисполнительного поведения в большинстве случаев тесно связан с явлением, которое может быть названо «правовой интуицией», на которую большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения. «Правовая интуиция» в этих случаях может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.

Страницы: 1 2 

Одиночество как психологический феномен
Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью. В посл ...

Психология как наука
При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина "психология". «Своим названием и первым определением психология обязана ...

Исследование взаимосвязи личностных качеств и положения подростков в группе. Описание выборки и методов исследования
Исследование проводилось в гуманитарном классе лицея №41. Выборка состояла из 20 учащихся одиннадцатого класса: 17 девочек и 3 мальчика (16–17 лет). Для изучения коммуникативных характеристик личности, преобладающих у подростков, имеющих тот или иной социометрический статус, а также для достижения целей и задач нашего исследования, нам ...