Информация » Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника » Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
Страница 1

Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру и к самому себе. В дошкольном возрасте у ребенка появляется эмоциональная регуляция своих действий поведения. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок заранее представляет, хорошо или плохо он собирается сделать. Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам и, вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ребенка возникает состояние эмоциональной тревожности, способное затормозить нежелательное действие. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они не безразличны родителям. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми, а не включался ими в этот процесс ради того, чтобы не мешал родителям, что к сожалению, часто имеет место в домашнем воспитании.[6;121]

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз –картина развития ребенка будет такой. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все изподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых. Таким образом, истина лежит где – то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности. [10;98]

Обязанности детей 5-7 лет расширяются: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи , засыпать корм в кормушку и т.д. Все это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.

Дальнейшее развитие этого нравственного качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. В исследованиях Д.О. Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей, поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность выполняемой работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности ребенка, недостаточной его умелости, которые обусловлены возрастными психологическими особенностями. Наконец, родителям следует воздерживаться от перебранок, споров в присутствии ребенка по поводу того, кто что делает и не делает в семье.

Итак, для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм. Сталкиваясь с жизненными невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными, выносливыми, но это происходит благодаря разумному воспитанию, когда чувствуют понимание взрослых, их готовность и поддержку. [6;125]

«Поиграйте со мной». Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих родителей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! – жалуются они. – Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родительских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.

Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отношение родителей к игре старших дошкольников – свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных качеств, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Любая игра учит ребенка управлять своим поведением, преодолевать свою застенчивость.

Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус, как в собственных глазах, так и в глазах сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенес на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. Выигрыш – радость для ребенка, но жизнь не строится только на одних удачах. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. [6;139]

Страницы: 1 2

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев
Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время процессов выделения, во время кашля, уже с самого момента рождения главным средством выражения звука д ...

Возрастные особенности детей 9-11 лет
Дети 9-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобре ...

Пути устранения вредного воздействия телевидения на психологию детей
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей. В западных мультфильма ...