Информация » Судебная психология » Правовая социализация и правопослушное поведение

Правовая социализация и правопослушное поведение
Страница 1

Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психологической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Такое выделение типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. И.С. Кон отмечает, что личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.[1]

Социальная роль не сводится только к правовому статусу индивида, его служебному положению и т.д., хотя эти категории – существенная характеристика социальной роли индивида. В формировании роли участвуют не только требования формальной структуры общества (в том числе и права), но также требование и ожидание соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, обществ и т.д.). Социальная группа, как правило, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Психологами установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди. Конформность – явление социально-психологического характера – постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий и от возраста.[2]

Конформизм – понятие неоднородное. Очень часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, А. М. Яковлев выделял следующие ситуации:

· человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;

· не одобряет, но подчиняется;

· не одобряет и не подчиняется;

· согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.[3]

Если личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм, когда она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка – то это подчиняющий конформизм. Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиться их улучшения законным путем. Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность сближения с поведением противоправного типа, так как лицо, используя «благоприятную» ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели.

Овладение способами поведения, соответствующими нормами права, является правовой социализацией личности. Правовая социализация – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.

По социальной направленности группы социальной психологией разделяются на социальные и антисоциальные. Следует отметить, что возможны случаи деградации нормальной социальной группы, например, алкоголик – отец разрушает семью, в рамках производственного коллектива консолидируются расхитители имущества. Между социальной и антисоциальной группами существует взаимосвязь. Установлено, что дефекты в отношениях внутри социальной группы часто влияют на возникновение антисоциальной группы. Большое значение для любого человека, а для несовершеннолетнего, имеет ближайшая социальная группа, так как реакция со стороны окружающих является источником поведения индивида.

Страницы: 1 2 3

Теории эмоций. Личность и воспитание эмоций
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, ч ...

Психолого-педагогический эксперимент.
Эксперимент ( от лат. еexperimental – «проба», «опыт», «испытание») – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои ...

Эмоция и мотивация
Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями зак ...