Информация » Судебная психология » Правовая социализация и правопослушное поведение

Правовая социализация и правопослушное поведение
Страница 1

Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психологической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Такое выделение типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. И.С. Кон отмечает, что личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.[1]

Социальная роль не сводится только к правовому статусу индивида, его служебному положению и т.д., хотя эти категории – существенная характеристика социальной роли индивида. В формировании роли участвуют не только требования формальной структуры общества (в том числе и права), но также требование и ожидание соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, обществ и т.д.). Социальная группа, как правило, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Психологами установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди. Конформность – явление социально-психологического характера – постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий и от возраста.[2]

Конформизм – понятие неоднородное. Очень часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, А. М. Яковлев выделял следующие ситуации:

· человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;

· не одобряет, но подчиняется;

· не одобряет и не подчиняется;

· согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.[3]

Если личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм, когда она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка – то это подчиняющий конформизм. Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиться их улучшения законным путем. Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность сближения с поведением противоправного типа, так как лицо, используя «благоприятную» ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели.

Овладение способами поведения, соответствующими нормами права, является правовой социализацией личности. Правовая социализация – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.

По социальной направленности группы социальной психологией разделяются на социальные и антисоциальные. Следует отметить, что возможны случаи деградации нормальной социальной группы, например, алкоголик – отец разрушает семью, в рамках производственного коллектива консолидируются расхитители имущества. Между социальной и антисоциальной группами существует взаимосвязь. Установлено, что дефекты в отношениях внутри социальной группы часто влияют на возникновение антисоциальной группы. Большое значение для любого человека, а для несовершеннолетнего, имеет ближайшая социальная группа, так как реакция со стороны окружающих является источником поведения индивида.

Страницы: 1 2 3

Способности. Понятие о способностях
В самом общем виде способности— это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое пр ...

Дефекты социального опыта.
Опыт в жизни людей (социально значимая их деятельность) усваивается по следующим основным каналам: 1. Через воспитание в семье. 2. Через общение в различных микро группах 3. Посредством восприятия средств массовой информации 4. Посредством специализированного обучения 5. Через личный опыт, приобретенный в деятельности. Надо сказат ...

Практика применения методики
Тест Д. Кейрси широко применяется в США и др. странах при профориентации и отборе кандидатов. Сегодня этот тест используется во многих крупных компаниях. При помощи этого уникального и серьезного теста можно получить подробное описание индивидуально - психологических особенностей испытуемого, достоверную информацию о его сильных и слабы ...