Информация » Судебная психология » Правовая социализация и правопослушное поведение

Правовая социализация и правопослушное поведение
Страница 2

В повседневной жизни случается, что участник обычной нормальной социальной группы избирает в качестве своей референтной группы группу правонарушителей. Определив эталон поведения такого лица, удается объяснить те случаи, когда его поведение расходятся с нормами его социальной группы. Влияние отрицательных групп на поведение отдельного индивида бывает сильнее влияния нормальной социальной группы. Жажда товарищества, внимания, взаимного обмена эмоциональными настроениями иногда эффективнее удовлетворяется в антисоциальной группе, тем самым, определяя дальнейшее поведение членов. Разобраться, что повлияло на совершение правонарушения конкретным лицом, помогает и знакомство с психологической структурой группы, которая, безусловно, представляет собой сеть взаимосвязей и взаимозависимостей членов этой группы.[4]

Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.

Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения, например, группировки рецидивистов, где все связи и взаимоотношения подчинены аморальным преступным целям. Нормативными считаются отношения, когда рядовой участник обязан выполнить любой преступный приказ главаря.

По мере развития личности меняются жизненные условия, происходит смена требований. Для подавляющего большинства людей эти новые социальные требования служат стимулом для дальнейшего совершенствования, достижения равновесия со средой на новом, более высоком уровне. В жизни часто бывает так, что это не всем под силу: наиболее часто отрицательная реакция на изменившиеся социальные условия наблюдается у подростков. Возникшее несоответствие требованиям школы, трудового коллектива подросток пытается компенсировать самоутверждением случайно организовавшихся в группу подростков, таких же, как он сам. Нормы поведения, бытующие в таких «уличных» группах подростков, значительно отличаются в худшую сторону от прививаемых норм поведения семьей и школой. Чаще всего именно члены этих группировок совершают такие преступления, как кража, грабеж, хулиганство.

Правовая социализация личности – это не только формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости. Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен усвоить основные нормы поведения в данном обществе, а в дальнейшем правовые представления, знания и оценки могут быть сформулированы лишь на этой основе.

Законопослушное поведение – это поведение, приспособленное к условиям жизнедеятельности конкретной социальной общности. Для устойчивого законопослушного поведения необходима стереотипная готовность действовать в определенных обстоятельствах правомерным образом. Человеческое поведение формируется не правом, а социальными устоями данного общества. Если же среда не создает достаточных предпосылок для реализации тех или иных норм права, то они остаются малоэффективными.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности. Специфика такого действия социальных норм и должна быть выявлена в психологическом анализе содержания и структуры внутреннего мира личности и поведения человека в ситуациях, на которые распространяется действие тех или иных социальных норм.

Страницы: 1 2 3

Объект исследования: Макарьевский монастырь
Краткое описание объекта исследования. Макарьевский монастырь находится на территории Нижегородской области (населённый пункт Макарий, Лысковский район). Монастырь – действующий, женский. Объект исследования представляет собой духовную, историческую, эстетическую ценность. Обоснование выбора данного объекта исследования. Для своей пр ...

Коммуникация и эмоции
Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis) ...

Методы, используемые при работе с подростками (от 13 до 20 лет)
Центральными проблемами этого возрастного периода является отделение от родителей и развитие устойчивого ощущения своего собственного "Я", развитие личной системы ценностей, так как до подросткового возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей, но затем как будто срывается с цепи. Он готов пересмотреть все ране ...