Информация » Психология развития. Младенческий возраст » Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.

Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.

В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребенка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

Невербальные средства общения
Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию: 1)Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). 2)Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). 3)Взгляд визуально-контактный (направление в ...

Методы психологии
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная ...

Виды конформизма
Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (от лат. conformis – подобный, сообразный). Он состоит в наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением конфликта в пользу группы. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содерж ...